Перейти к основному содержанию

Статья 57 ГрК РФ. Создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений

Новая редакция Ст. 57 ГрК РФ. Создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

1. Создание, развитие и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы и учреждения являются операторами таких государственных информационных систем.

1.1. Ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления муниципальных округов, органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных частью 4 статьи 56 настоящего Кодекса сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных частью 7.1 статьи 56 настоящего Кодекса, осуществления иных полномочий в области градостроительной деятельности с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

1.2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации следующие сведения, документы, материалы:

1) сведения, документы, материалы, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 4 статьи 56 настоящего Кодекса;

2) основная часть проекта планировки территории, основная часть проекта межевания территории в случае утверждения документации по планировке территории уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) решения о резервировании земель и решения об изъятии земельных участков для государственных нужд;

4) сведения, документы, материалы, предусмотренные пунктом 16 части 4 статьи 56 настоящего Кодекса, в случае размещения объекта капитального строительства на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов;

5) информационные модели (в случае, если Правительством Российской Федерации установлена необходимость формирования и ведения информационной модели при выполнении инженерных изысканий и (или) при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объекта капитального строительства).

1.3. Размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации сведений, документов, материалов, не указанных в части 1.2 настоящей статьи, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов применительно к территориям таких муниципальных районов, в том числе входящих в их состав поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов применительно к территориям таких муниципальных округов или органами местного самоуправления городских округов применительно к территориям таких городских округов.

1.4. Утратила силу с 1 сентября 2023 г. - Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 541-ФЗ

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, принявшие, утвердившие, выдавшие документы, материалы, которые подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (за исключением заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, заключений органов государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, заключений органа федерального государственного экологического надзора) или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов, материалов направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) соответствующие документы, материалы, сведения о документах, материалах в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы, материалы, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 3 настоящей статьи. Заключения органов государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, заключения органа федерального государственного экологического надзора направляются уполномоченными на выдачу разрешений на строительство органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований одновременно с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, обеспечившие выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, обеспечившие выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, в срок не более чем один месяц со дня выполнения указанных инженерных изысканий направляют материалы и результаты инженерных изысканий в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых выполнены инженерные изыскания. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующих документов, материалов, сведений о документах, материалах обеспечивают их размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации.

2.1. Сведения, документы, материалы, размещенные в федеральных государственных информационных системах, подлежат направлению (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченные на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в течение пяти рабочих дней со дня их размещения в таких федеральных государственных информационных системах. В течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований размещают их в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

3. Утвержденные, принятые, согласованные или выданные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа, органом местного самоуправления муниципального района документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности указанными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, размещаются в указанных системах в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения, принятия или выдачи.

4. Утратила силу с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

5. Порядок ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, а также в случаях, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса, государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, требования к технологиям, программным, лингвистическим, правовым, организационным и техническим средствам обеспечения ведения указанных автоматизированных государственных информационных систем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления муниципальных округов, органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения, документы, материалы, содержащиеся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе размещаемые в указанных информационных системах уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

7. Предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, осуществляется бесплатно или за плату. Порядок предоставления сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размер платы за их предоставление и порядок взимания такой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района бесплатно осуществляют предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, об объектах капитального строительства в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества в необходимом объеме, а также сведений о соответствии объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, сведений о классе энергетической эффективности многоквартирных домов в органы государственной власти, которым такие сведения необходимы в связи с осуществлением ими их полномочий, в том числе полномочий по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

9. Органы местного самоуправления муниципальных округов, органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов бесплатно осуществляют предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам:

1) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

9.1. По межведомственным запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления сведения, документы и материалы, содержащиеся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, предоставляются не позднее пяти рабочих дней со дня получения уполномоченными на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа соответствующего межведомственного запроса.

10. Создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в таких информационных системах, осуществляются с применением типового программного обеспечения для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации или для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности и типовой документации для создания и ведения указанных государственных информационных систем, если такие типовое программное обеспечение и типовая документация размещены в федеральной государственной информационной системе по сбору, обработке и хранению алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к программам для электронных вычислительных машин, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в целях их предоставления государственным органам, государственным внебюджетным фондам и органам местного самоуправления для повторного использования при внедрении информационных технологий в их деятельность - национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (далее - национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин).

11. Типовое программное обеспечение и типовая документация, указанные в части 10 настоящей статьи, размещаются в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Предметом такого согласования является соответствие программного обеспечения и документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи, а также установленным указанными федеральными органами критериям размещения в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин в качестве типового программного обеспечения и типовой документации, используемых для создания и ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, а в случае, предусмотренном статьей 63 настоящего Кодекса, для создания и ведения государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

12. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в части сведений, документов и материалов, содержащихся в таких информационных системах и предусмотренных частью 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 57 ГрК РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей определяется порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Обязанность по ведению указанных систем ч. 1 комментируемой статьи возлагается на органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов.

Мероприятия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности включают сбор, документирование, актуализацию, обработку, систематизацию, учет и хранение сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Документирование - запись информации на различных носителях по установленным правилам.

Актуализация градостроительной документации о градостроительном планировании осуществляется по результатам мониторинга ее реализации в целях ее своевременного приведения в соответствие с фактическими изменениями территории и новыми задачами развития города.

Хранение - обеспечение рационального размещения и сохранности документов.

2. Частью 2 комментируемой статьи определяется порядок передачи копий документов, выданных органами государственной власти или органами местного самоуправления и содержащими сведения, подлежащие размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, для размещения их в указанных информационных системах.

На эти органы возлагается обязанность в течение 7 дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направить их копии в соответствующий орган местного самоуправления (городского округа или муниципального района), к территории которого относятся указанные документы.

Органы местного самоуправления должны в течение 14 дней со дня получения соответствующих копий разместить их в информационных системах.

3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, в какой форме осуществляется документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. При этом форма документирования определяется видом материального носителя, содержащего информацию. Документируемая информация должна находиться в бумажном и в электронном виде.

При этом, если обнаруживается несоответствие записей на бумажном и электронном носителях, устанавливается приоритет сведений, содержащихся на бумажном носителе.

4. Согласно ч. 7 комментируемой статьи содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности сведения могут быть предоставлены бесплатно или за плату.

5. К компетенции Правительства РФ в области ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности отнесено:

установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения данных автоматизированных информационных систем;

установление максимального размера платы за предоставление сведений и порядка взимания такой платы;

установление порядка предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

6. В части 6 комментируемой статьи реализуется принцип открытости информации, содержащейся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Установлена обязанность органов местного самоуправления предоставлять сведения информационных систем по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

7. Частями 8 и 9 комментируемой статьи устанавливаются случаи, когда орган местного самоуправления (городского округа, муниципального района) осуществляет предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности бесплатно:

в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества в необходимом объеме об объектах капитального строительства;

по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

по запросам физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

8. Часть 10 устанавливает, что порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц относится к компетенции Правительства РФ. 9 июня 2006 г. было принято Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 363. Данное Положение определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Информационную систему ведут органы местного самоуправления городского округа или муниципального района. Информационная система может быть автоматизированной.

Информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подп. "а" - "з" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.

Информационная система состоит:

из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная ч. 4 ст. 56 ГрК РФ;

из дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности.

Информационная система имеет 9 основных разделов.

Раздел I "Документы территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территории муниципального образования" содержит сведения, предусмотренные подп. "а" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии размещенных в информационной системе документов и материалов о территориальном планировании Российской Федерации.

Раздел II "Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации в части, касающейся территории муниципального образования" содержит сведения, предусмотренные подп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии размещенных в информационной системе документов и материалов о территориальном планировании субъекта Российской Федерации.

Раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию" содержит сведения, предусмотренные подп. "в" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов о территориальном планировании муниципального образования.

Раздел IV "Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений" содержит сведения, предусмотренные подп. "г" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов правил землепользования и застройки.

Раздел V "Документация по планировке территорий" содержит сведения, предусмотренные подп. "д" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов по планировке территорий.

Раздел VI "Изученность природных и техногенных условий" содержит сведения, предусмотренные подп. "е" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из общей и специальной частей.

Раздел VII "Изъятие и резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд" содержит сведения, предусмотренные подп. "ж" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, содержащих копии документов об изъятии и резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Раздел VIII "Застроенные и подлежащие застройке земельные участки" состоит из общей части, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках.

Раздел IX "Геодезические и картографические материалы" содержит сведения, предусмотренные подп. "з" п. 1 ч. 4 ст. 56 ГрК РФ, и состоит из 8 подразделов. Каждый подраздел раздела "Геодезические и картографические материалы" содержит актуализированные карты, схемы, чертежи соответствующих разделов информационной системы.

Дополнительные разделы информационной системы создаются и ведутся по решению органа местного самоуправления. Сведения, документы и материалы, содержащиеся в дополнительных разделах информационной системы, не могут дублировать сведения, документы и материалы, содержащиеся (подлежащие размещению) в основных разделах информационной системы.

Сведения, подлежащие размещению в информационной системе и полученные в соответствии с ч. 2 ст. 57 ГрК РФ от органов государственной власти или органов местного самоуправления, регистрируются в книге учета сведений в день их поступления. В течение 14 дней с даты регистрации указанные сведения должны быть размещены в информационной системе.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Копии документов и материалов, на основании которых в сведения, содержащиеся в информационной системе, вносились изменения, помещаются в ранее открытые книги соответствующих разделов информационной системы.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, хранятся на бумажных и электронных носителях.

При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.

Каждой записи, содержащейся в общей части разделов информационной системы, и каждому документу, копия которого хранится в книге, присваивается регистрационный номер. Каждой записи, содержащейся в специальной части разделов информационной системы, присваивается идентификационный номер.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы.

Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства).

В запросе указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.

Орган местного самоуправления, исходя из объема запрашиваемых сведений, содержащихся в информационной системе, и с учетом установленных размеров платы за предоставление указанных сведений определяет общий размер платы за предоставление таких сведений.

Бесплатно сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (органов) по учету объектов недвижимого имущества, учету государственного и муниципального имущества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, по запросам физических и юридических лиц.

Оплата предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется заинтересованным лицом через банк или иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в доход бюджета соответствующего муниципального образования.

Внесение платы в безналичной форме подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка или иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений.

Дата выдачи (направления) сведений, содержащихся в информационной системе, и их содержание фиксируются в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.

Технологии и программные, лингвистические, правовые и организационные средства ведения автоматизированной информационной системы должны обеспечивать:

обмен документированными сведениями, содержащимися в информационной системе, и сведениями, содержащимися в автоматизированной системе ведения государственного земельного кадастра, а также материалами и данными, содержащимися в государственном картографо-геодезическом фонде Российской Федерации;

поиск информации по адресу объекта капитального строительства, координатам земельного участка, кадастровому номеру земельного участка, наименованию и реквизитам документа;

хранение, обеспечение резервного копирования и защиту сведений, содержащихся в информационной системе;

актуализацию сведений, содержащихся в информационной системе, посредством регистрации и учета новых документов, а также перевода в архивный режим хранения документов, которые в установленном порядке признаны недействующими;

составление аналитических отчетов по запросам заинтересованных лиц;

ведение журнала операций, произведенных со сведениями информационной системы.

В предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, может быть отказано по причине установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации запрета в предоставлении указанных сведений заинтересованному лицу.

Об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, заинтересованное лицо получает письменное уведомление с указанием причин отказа.

Отказ в выдаче сведений, содержащихся в информационной системе, может быть обжалован в судебном порядке.

Этим же Постановлением был установлен максимальный размер платы:

за предоставление сведений, содержащихся в одном разделе информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 1000 рублей;

за предоставление копии одного документа, содержащегося в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, - в размере 100 рублей.

Другой комментарий к Ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Основные акты, составляющие нормативно-правовую базу функционирования информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, изложены в комментарии к ст. 56 ГрК, в контексте с содержанием которой можно уяснить требования комментируемой статьи ГрК.

Базой применения ст. 56 и 57 и других норм ГрК, регулирующих информационное обеспечение градостроительной деятельности, являются ч. 4 и 5 ст. 29 и ст. 42 Конституции РФ, приводимые выше. Кроме того, согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Имеющими отношение к комментируемым нормам могут считаться ст. 19 о праве на информацию Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и соответствующая Декларация РФ 1991 г., Резолюция Генеральной ассамблеи ООН "Экономическое развитие и охрана природы", Всемирная хартия природы 1982 г., Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду.

Орхусская конвенция "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию" 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не вступила в действие ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении (см. Распоряжение Правительства РФ от 22 июня 1998 г. N 833 "Об участии делегации РФ в работе 4 Общеевропейской конференции "Окружающая среда для Европы на уровне министров (г. Орхус, Дания, 23-25 июня 1998 года)" - СЗ РФ 1998 N 27, ст. 3246). Не будучи для нас обязательной, Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан.

В связи с принятием гл. 7 ГрК были внесены изменения в ст. 15 и 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": органам местного самоуправления муниципального района и городского округа передано ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности соответственно муниципального района и городского округа.

Бесплатное предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется по запросам органов публичной власти, к которым согласно ч. 9 комментируемой статьи относятся также Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Оно согласно Положению о нем является органом, осуществляющим государственный технический учет объектов градостроительной деятельности.

Такими же правами на получение информации пользуются комитеты по управлению государственным имуществом и по управлению муниципальным имуществом. Согласно постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" оно призвано учитывать государственное и муниципальное имущество (СЗ РФ 2004 N 49, ст. 4897). Будет ли передача сведений осуществляться в инициативном (обязательном) порядке или по запросам этих органов публичной власти покажет практика.

Судебная практика рассмотрения споров, связанных с градостроительной деятельностью, достаточно разнообразна, но в связи с ее информационным обеспечением небогата, а успехи в отстаивании требований закона еще реже.

В Советском районном суде г. Уфы рассматривалось дело по иску М.И. Кулешова к ФГУП "Гидравлика", Уфимскому предприятию тепловых связей, Управлению жилищного хозяйства района и администрации района о неблагоприятных условиях проживания в связи с прокладкой под его квартирой и домом трубы, шум от которой превышает допустимый уровень, предусмотренный в стандарте СН-3077-84 "Санитарные нормы допустимого шума в помещениях и жилых зданиях".

После многолетнего рассмотрения спора, в том числе в Верховном Суде Республики Башкортостан, преодоления сопротивлений должностных лиц санитарно-эпидемиологического надзора и районной администрации в истребовании необходимых информационных документов иск был удовлетворен с решением о предоставлении другой квартиры и возмещении морального вреда.

Решением Кировского районного суда г. Уфы от 1 октября 2003 г. по представлению прокурора РБ признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению распоряжение Кабинета Министров РБ, которым решено изъять из земель городских лесов МУП "Горзеленхоз" земельного участка площадью 1 га и предоставить его в постоянное пользование МУП "Уфаводоканал" для строительства снегоплавильного пункта.

Распоряжение было принято без учета общественного мнения, которое поначалу даже не было проинформировано о проекте. Поскольку строительные работы и вырубка деревьев продолжались, другим решением суда работы были запрещены в целях исполнения принятого судебного решения.

Союз экологов Республики Башкортостан обратился в Приуфимское территориальное управление по охране окружающей среды Госкомэкологии РБ с просьбой предоставить для населения информацию о нефтешламовых отходах, хранящихся на территории, и о принимаемых мерах по нарушениям в этой сфере. Начальник ПТУ в предоставлении информации письменно отказал, ссылаясь на п. 2 приказа Госкомэкологии РБ от 11 июля 2002 г., согласно которому начальникам территориальных управлений запрещено без согласования с руководством Госкомэкологии РБ передавать информацию о деятельности подконтрольных предприятий и организаций.

Был получен отказ и от Госкомэкологии РБ. После этого по жалобе Союза экологов РБ в защиту общественных интересов Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой внесен протест на п. 2 указанного приказа, который был мотивирован следующим: нарушены ст. 29 и 33 Конституции РФ, ст. 3, 11 и 12 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 10 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

К числу основных задач Приуфимского территориального управления по охране окружающей среды согласно Положению о нем, утвержденному Госкомэкологией РБ 27.05.02, относится деятельность по обеспечению населения, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией; управление должно работать публично, путем передачи в СМИ материалов, имеющих отношение к вопросам обеспечения экологической безопасности. Соответствующий пункт приказа, как ограничивающий доступ граждан к экологической информации, был отменен (см. Орхусская конвенция в России: реализация принципов на региональном уровне (сб. документов)". Сост. А.К. Веселов. Уфа, Союз экологов Республики Башкортостан, 2004).

Ознакомление с состоянием обращений граждан по вопросам благоприятных условий жизни в поселениях в суды и в государственные, муниципальные органы носит, как правило, конкретный, локальный характер, причем, чем крупнее поселение, тем более часты обращения граждан (исходя из количества обращений на число жителей). Мало сообщений о правонарушениях, об ограничении экологических прав граждан.

Общественными экологическими объединениями констатируются сокрытие и непредставление информации должностными лицами органов публичной власти, их низкая правовая культура, отсутствие мотивированных ответов на заявления и жалобы. Между тем, не утратил своего действия Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., в соответствии с которым может истребоваться и обжаловаться информация о градостроительной деятельности, (в ред. от 4 марта 1980 г.) "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР 1980 N 2, ст. 192).

Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан, в том числе в области градостроительной деятельности и ее информационного обеспечения, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (СЗ РФ 1995 N 51, ст. 4970).

Меры по усилению гласности и распространению информации, в том числе о состоянии окружающей среды, принимаются. Так, участились случаи нарушений ФЗ "Об экологической экспертизе" 1995 г. и особенно сокрытия от общественности сведений о начинающемся строительстве, перепрофилировании предприятий, отводе или переводе земель из одной категории в другую, в частности, о переводе земель лесов первой и других групп в нелесные.

В связи с этим Министерством природных ресурсов РФ издан 1 августа 2003 г. приказ N 683 "О распространении информации о проведении государственной экологической экспертизы" по объектам, размещение, проектирование и строительство которых вызывает озабоченность населения.

После поступления материалов на государственную экологическую экспертизу они должны быть размещены на официальном интернет-сайте МПР России с указанием:

1. Сведений о характере планируемой хозяйственной и (или) иной деятельности;

2. Предполагаемых сроков проведения экспертизы.

Руководителям территориальных органов поручается размещать на своих сайтах информацию об объектах экспертизы и сроках ее проведения.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 утверждено Положение "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой системе по техническому регулированию", которым развиваются правоотношения, установленные в ФЗ "О техническом регулировании" и в гл. 7 ГрК (см. комментарий к ст. 2 ГрК).

Административная ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем предусматривается в ст. 5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации" и 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ. Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда гражданам, юридическим лицам и всему обществу.