Новая редакция Ст. 2 ГрК РФ
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса;
11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Комментарий к Статье 2 ГрК РФ
1. Статья о принципах законодательства о градостроительной деятельности введена в Градостроительный кодекс впервые. Ранее действовавший Градостроительный кодекс РФ 1998 г. не содержал указания принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Включение в комментируемый Кодекс статьи об основных принципах законодательства о градостроительной деятельности подчеркивает значимость градостроительной деятельности.
Основные принципы правового регулирования градостроительной деятельности представляют собой основополагающие положения, которые в краткой форме отражают содержание действующего законодательства в области градостроительства и политику государства по развитию и совершенствованию правового регулирования деятельности по развитию территорий.
Приведенные в комментируемой статье принципы являются фундаментом всего строения правовой организации градостроительной деятельности.
Поскольку рассматриваемые принципы лежат в основе правового регулирования градостроительной деятельности и отражают характер и тенденции развития законодательства о градостроительстве, их реализация раскрывается в конкретных нормах законодательства о градостроительной деятельности. О системе законодательства о градостроительной деятельности речь пойдет в комментарии к ст. 3.
2. В комментируемой статье нашли свое закрепление 12 основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. В самом общем виде их можно структурировать, объединив в 4 группы принципов.
Первая группа принципов законодательства о градостроительной деятельности базируется на необходимости обеспечения определенных условий при осуществлении градостроительной деятельности. В данную группу входят следующие принципы:
обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Таким образом, исходя из содержания принципов, отнесенных нами к первой группе, можно сделать вывод, что прежде всего градостроительное законодательство должно обеспечивать развитие территорий с учетом экологических, экономических, социальных и иных факторов на основе планирования, зонирования и правил землепользования и застройки. При этом устойчивое развитие территорий представляет собой гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей среды.
Вторая группа принципов законодательства о градостроительной деятельности основывается на обеспечении реализации и соблюдения законных прав граждан. В данную группу входят следующие принципы:
участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Указанные принципы находят свою реализацию в ст. 24, 28, 29, 48, 62 Кодекса.
Третья группа принципов базируется на установлении необходимости соблюдения при осуществлении градостроительной деятельности определенных требований. Указанные требования закрепляются соответствующими нормативными правовыми актами. В данную группу входят следующие принципы:
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Указанные принципы находят свою реализацию в ст. 10 - 12, 14, 15, 19 - 21, 23, 24, 27 - 31, 33, 34, 36, 42, 44, 48, 51, 52, 61 Кодекса.
Четвертая группа принципов основывается на установлении ответственности и условии о возмещении вреда при осуществлении градостроительной деятельности. В данную группу входят следующие принципы:
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Указанные принципы находят свою реализацию в гл. 8 комментируемого Кодекса.
Другой комментарий к Ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Законы многих развитых стран содержат достаточное количество принципов, порой достаточно общих и размытых, которые служат императивом поведения для большинства граждан этих стран. Подобное построение законодательства предполагает многовековые традиции развития правовой системы и воспитание законопослушных граждан.
В последние годы многие законы РФ и субъектов РФ также включают набор принципов, которые могут служить ориентирами для соответствующего праву поведения граждан и должностных лиц. Принципы - это основные исходные положения, руководящие идеи и основные правила деятельности, устройства той или иной сферы жизни.
Излагаемые в законах основные направления, начала служат стержнем, костяком не только данного закона, не только законодательства о градостроительной деятельности, но и правоприменительной практики в соответствующей градостроительной области. Предусмотренные в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ принципы получают свое полное дальнейшее развитие в последующих статьях и нормах ГрК, где они наполняются конкретным содержанием, проявляются в установлении градостроительных правоотношений.
Известны, кроме того, случаи принятия судебных, административных и арбитражных решений на основе принципов законодательства при отсутствии конкретных норм, регулирующих рассматриваемое спорное общественное отношение. Например, в ст. 6 ГК предусмотрены положения о том, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. На практике эти предписания получают неоднозначное толкование ввиду различных представлений об этих ценностях у различных категорий и групп правоприменителей.
1) Понятие устойчивого развития раскрывается в ст. 1 п. 3) применительно к "устойчивому развитию территорий". Оно стало использоваться на Западе два десятка лет назад и особенно активно после всемирной встречи в Рио-де-Жанейро по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития в 1992 г. Устойчивое развитие получило продолжение в качестве постоянной доминанты на экологическом форуме в Иоганнесбурге в 2002 г.
Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 была утверждена представленная Правительством РФ Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а затем принята соответствующая стратегия. Основной смысл указанного принципа и понятия заключается в обеспечении возобновляемого с точки зрения природных ресурсов, неухудшающегося в смысле экономики, стабильно нарастающего развития.
Применительно к градостроительству это означает обеспечение благоприятных неухудшающихся природных условий жизни человека, что подкрепляется и развивается последующими принципами и предписаниями законодательства о градостроительной деятельности. Значение данного принципа еще и в том, что еще раз провозглашается новая основа устойчивого развития - территориальное планирование и градостроительное зонирование (см. ежеквартальный журнал "На пути к устойчивому развитию" (отв. ред. А.В. Яблоков). М, Центр экологической политики России, 1997-2005; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы (Данилов-Данильян В.И. и др.). М, Знание, 1999).
2) Проблема учета и баланса факторов имеет принципиальное значение для всех сфер жизнедеятельности человека и обеспечения их надлежащего, принципиально направленного и оформленного правового регулирования. В ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2001 г. применяется такой же набор, но предусматривается научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Экономика и экология (имеющие один корень) всегда находятся в антагонизме и противоречии друг к другу, поскольку затраты на природоохранные нужды ложатся бременем на себестоимость продукции, получение дохода и прибыли. Есть развитые страны, в которых законодательством отдается приоритет экологическому развитию, а в ряде африканских и южноамериканских стран не скрываются экономические интересы, находящиеся на первом, приоритетном месте по отношению к экологическим.
В комментируемом пункте ст. 2 ГрК обращает внимание возможность и необходимость учета "и иных факторов". Это могут быть факторы правового и нравственного порядка, в том числе предусмотренные в других пунктах данной статьи. В различные периоды развития экономики и принятия законов перечень как факторов, интересов, приоритетов, так и принципов осуществления той или иной деятельности, формулируется и решается по-разному. (см. Васильева. Публичные интересы в экологическом праве. М, МГУ, 2003).
3) Забота об инвалидах первой, второй и третьей групп, из-за трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы, с детства и др. является проявлением учета социального фактора, предусмотренного в п. 2 комментируемой статьи. Доступ к объектам социального и иного (!) назначения должен обеспечиваться всем категориям граждан, но доступ инвалидам вследствие их ухудшенного состояния здоровья должен служить эталоном при осуществлении градостроительной деятельности.
Правовое наполнение данного пункта предусматривается в федеральных законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181, "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122, в постановлениях Правительства РФ о порядке признания граждан инвалидами.
2005 год - год 60-летия Победы в Великой отечественной войне стал временем особой заботы о ветеранах войны и инвалидах войны и труда, принятием ряда указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ об обеспечении инвалидам войны улучшенных условий жизни. Сборная инвалидов РФ участвовала в параолимпийских играх в Греции.
4) Разъяснение указанных в комментируемом пункте понятий дается в п. 2 и 8 статье 1 Градостроительного кодекса. Смысл данного принципа видится в том, что при наличии множества предусмотренных в Законе и иных нормативных правовых актах документов градостроительной деятельности указанные в комментируемом пункте документы территориального планирования и правила землепользования и застройки являются основополагающими, необходимыми, незаменимыми, обязательными, принципиальными, что и является одной из важнейших новелл комментируемого Кодекса (см. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова). М, "Проспект", 2005).
5) Участие граждан в градостроительной деятельности базируется на ст. 32 Конституции РФ о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, ст. 33 Конституции РФ о праве граждан обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, ст. 31 Конституции РФ о праве проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (см. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова). М, "Юристъ", 2000).
Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Свобода участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности основывается на нормах Конституции РФ, ГрК, других федеральных, а также региональных (субъектов РФ) и муниципальных нормативных правовых актах.
В соответствии с нормами Федерального закона "Об общественных объединениях" 1995 г. партии, общественные организации, профессиональные союзы коммерческие и некоммерческие общественные объединения должны действовать на основе российского законодательства и в соответствии со своими уставами (см. Комментарий к Федеральному закону "Об общественных объединениях" (под ред. В.В. Лапаевой), М, 2000).
Свобода участия общественности в градостроительной деятельности во многом определяется правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, запретом цензуры (ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ), информационным обеспечением градостроительной деятельности (см. ст. 56-57 гл. 7 "Информационное обеспечение градостроительной деятельности" ГрК и комментарии к ним).
Согласно ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии с ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом ("О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.; согласно ему к засекреченным сведениям не может относиться информация об экологии, угрозах здоровью, нарушениях прав и свобод граждан).
Эти принципы реализуются в нормах Федеральных законов "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24 и "О гидрометеорологической службе" от 19 июля 1998 г. N 113 (см. Комментарий к Федеральному закону "О гидрометеорологической службе" (под ред. А.И. Бедрицкого, рук. авт. колл. С.А. Боголюбов). С.-Пб. Гидрометеоиздат, 2003).
В городах федерального значения Москве и С.-Петербурге и ряде субъектов РФ приняты законы об участии жителей в обсуждении градостроительных проектов, в архитектурно-планировочном проектировании и в градостроительстве. Так, в Москве принят 25 июня 1997 г. Закон "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве".
6) В науке ответственность делится на субъективную (моральную, существующую внутри субъекта ответственности) и объективную (чисто юридическую, наступающую извне). Сопоставление с п. 11 комментируемой статьи ГрК свидетельствует, что в п. 6 подразумевается перечень субъектов - органов публичной власти, призванных заботиться о благоприятных условиях жизнедеятельности человека. В ст. 1 ГрК 1998 г. эти органы публичной власти включались в понятие градостроительной деятельности в качестве ее субъектов.
Под благоприятными условиями жизнедеятельности можно понимать наряду с указанными в комментируемой статье иными условиями такие факторы как реализация права граждан на выбор местожительства, соблюдение санитарных правил, рациональное размещение рекреационных и оздоровительных учреждений, предприятий социального и культурно-бытового обслуживания населения, доступность мест работы и отдыха, а также захоронений.
Предлагаемые характеристики благоприятных условий жизнедеятельности соответствуют нормам ст. 41 Конституции РФ о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Более точные параметры предусматриваются в законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии, санитарно-эпидемиологическом надзоре, в законодательстве о здравоохранении, об охране окружающей среды как о важнейшем условии и факторе обеспечения надлежащего здоровья.
В ходе административной реформы Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 и от 20 мая 2004 г. N 649, федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122 и от декабря 2004 г. осуществляется разграничение градостроительных и иных функций между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
При этом повышается роль органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, способных учесть его мнение в ходе градостроительной деятельности (см. Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М, "Норма", 2005).
7) В этом пункте продолжаются и конкретизируются параметры благоприятных условий жизнедеятельности человека, которые ранее устанавливались государственными стандартами, обязательными к исполнению, а в настоящее время - техническими регламентами. Теперь требования к объектам градостроительной деятельности должны приниматься также самими изготовителями продукции и услуг, саморегулируемыми организациями.
В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором (ратифицированным российским государством в порядке, установленном законодательством), федеральным законом, а в исключительных случаях указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Целями принятия технических регламентов являются защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и др.
С учетом степени риска причинения вреда продукцией, работами в технических регламентах устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, химическую, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость приборов и оборудования., а также ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования, актуальные для городских и сельских поселений.
В ФЗ "О техническом регулировании" предусматривается процедура разработки, опубликования и публичного обсуждения проекта технического регламента, опубликования уведомления о разработке и внесении проекта в Государственную Думу РФ, рассмотрения, экспертизы и принятия федерального закона о техническом регламенте в Федеральном Собрании РФ (о стандартизации, сертификации, нормировании см. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник. М, Юристъ, 2004).
8) Здесь осуществляется дальнейшая расшифровка параметров и требований, предусмотренных в предыдущих принципах законодательства о градостроительной деятельности. Значительная часть указанных здесь требований излагается в федеральных законах "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гидротехнических сооружениях", "О борьбе с терроризмом", "О противодействии экстремизму", в иных федеральных законах, в Положении о МЧС России и других министерствах, а также о федеральных службах и федеральных агентствах, утвержденных постановлениями Правительства РФ, в других подзаконных актах.
По указанным вопросам выпущено немало научной и комментаторской литературы: Безопасность населения, территорий и хозяйственных объектов. Сб. законодат. актов и норм. материалов (сост. Дубовик О.Л. и др.). М, ИГиП РАН, 1994; Проблемы правовых и экономических способов предупреждения и минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций. Материалы межд. Конф. М, 2000; Вербицкий В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. М, ИЗиСП, 1999; Горбачев А.Н. Правовое регулирование оздоровления зон экологического неблагополучия. М, ИЗиСП, 1999; Сб. норм.-прав. актов о ликвидации последствий Чернобыльской и других радиационных катастроф (сост. Игнатенко Е.И. и др.). М, Энергоцентр, 1999; Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении техногенной деятельности. М, Интел-Синтез, 1998; Человек в зоне бедствия. Документы, комментарии, разъяснения. М, РГ, 1996.
9) Показательно, что природоохранные требования выделяются в качестве приоритетных среди других принципов законодательства о градостроительной деятельности. И это естественно: природные условия жизни в городе занимают все большее место среди других факторов жизнедеятельности, что можно проследить в большинстве норм ГрК.
Предусмотренные выше и ниже основные принципы законодательства о градостроительной деятельности также в той или иной степени, в большинстве своем, связаны с обеспечением благоприятных, прежде всего, природных условий жизни и деятельности человека в городе.
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности делятся на:
Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 34);
Требования в области охраны окружающей среды -
при размещении зданий, строений сооружений и иных объектов (ст. 35);
при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 36);
при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 37);
при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 38);
при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 39);
при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики; военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст. 40, 41);
при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений (ст. 44);
при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств (ст. 45);
при обращении с отходами производства и потребления; при установлении защитных и охранных зон (ст. 51, 52)
от негативного биологического (от разведения растений, животных, микроорганизмов)и физического (от шума, вибрации, электрических и магнитных полей) воздействия (ст. 50, 55).
Для градостроительной деятельности принципиальной является ст. 44 "Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений" ФЗ "Об охране окружающей среды". Основополагающими могут считаться следующие ее требования:
А) Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем;
Б) Размещение зданий, строений, сооружений с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований;
В) Принятие мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий;
Г) Создание защитных и охранных зон, в том числе санитарно-защитных зон, озелененных территорий, зеленых зон, включающих в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Под экологической безопасностью согласно ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Многими учеными и практиками видится синонимический ряд между понятиями "экологическая безопасность" и "охрана окружающей среды", хотя в ст. 72 Конституции РФ они используются порознь (см. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (отв. ред. С.А. Боголюбов). М, "Норма", 2000; А.Ю. Семьянова. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. Постатейный. М, Юстицинформ, 2005; список литературы по вопросам экологической и иным аспектам безопасности см. в комментарии к п. 8 настоящей статьи).
10) Одним из достоинств ГрК 2004 г. является его направленность на сохранение культурного наследия и примыкающих к нему особо охраняемых природных территорий, направленных на обеспечение благоприятных природных условий жизни. Объекты культурного наследия, как и особо охраняемые природные территории, могут быть всемирного, федерального, регионального и местного значения, в зависимости от чего и осуществляется соответствующими органами их признание и установление надлежащего режима охраны и использования.
Установление статуса объектов культурного наследия может осуществляться организациями ЮНЕСКО при ООН, федеральными органами исполнительной власти в области культуры, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в зависимости от масштаба объекта культурного наследия с изъятием или без изъятия из владения физических либо юридических лиц, с передачей либо без передачи прав и обязанностей по сохранению этих объектов.
В списке Комитета Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО значатся свыше семисот объектов, одиннадцать из которых расположены в России. Каждая страна, подписавшая Конвенцию об охране Всемирного культурного наследия, может ежегодно подавать заявку о включении в Список двух достопримечательностей (РГ 2005, 8 апреля).
Соблюдение требований сохранения объектов культурного наследия предусматривается в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г. N 73 (СЗ 2002 N 26, ст. 2519; в ред. ФЗ от 29 декабря 2004 г.).
Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. и ст. 95 Земельного кодекса РФ учреждаются государственные природные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, природные и дендрологические парки, ботанические сады, где запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая территория. (см. В.Б. Степаницкий. Комментарий к Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях". М, Центр охраны дикой природы, 1999; Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов (Веденин Ю.А. и др). М, Рос. НИИ культ. и прир. наследия, 1999; Транин А.А. Новейшее законодательство об особо охраняемых природных территориях России. М, ИГиП РАН, 1996; Чернушенко С.С. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. Саратов, 1000).
В ряде субъектов РФ (Республика Башкортостан, Оренбургская область и др.) и городских мегаполисов (Москва, С.Пб. и др.) действуют свои законы и иные нормативные правовые акты об особо охраняемых природных территориях и объектах, в том числе с учреждением региональных и муниципальных памятников природы, заказников, с установлением их границ и режима в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (см. Бородавкина Н.М. Правовое регулирование экологических отношений в субъектах Российской Федерации. Оренбург, 1999; Бринчук М.М., Новикова Е.В. Новеллы в экологическом законодательстве Республики Татарстан. Журнал российского права 2001, N 2; Казанник А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России. Омск, Ом. Дом печати, 1998).
По Федеральному закону "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 25 февраля 1995 г. вокруг них создаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в составе трех зон. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
11) Принцип объективной юридической ответственности присущ всем отраслям права и законодательства и предполагает неотвратимость и всеобщность дисциплинарной, административной, имущественной (гражданско-правовой) и уголовной ответственности физических и юридических лиц за правонарушения в области градостроительной деятельности. Раскрытию этого принципа посвящены гл. 8 "Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности" (ст. 58-62) ГрК (см. комментарии к ней) и другие нормы ГрК.
Об ответственности за нарушение экологических аспектов градостроительной деятельности осуществлено немало исследований (см., например, Анисимова С.И. Возмещение в арбитражном порядке вреда, причиненного экологическим правонарушением. Оренбург, ОрГУ, 2000; Старкова И.В. Административно-правовая борьба милиции общественной безопасности с экологическими правонарушениями. М, 2000; Шаваев А.Г. Безопасность корпораций: криминологические, уголовно-правовые и организационные проблемы. М, Банковский Деловой Центр, 1998; Возмещение экологического ущерба (правовые и экономические аспекты проблемы прошлого экологического ущерба). Под ред. С.А. Боголюбова и И.Н. Сенчени. М, 2001; Радчик О.Л. Юридическая ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами. М, ИгиП РАН, 2001; Зиновьева О.А. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства. М, МГЮА, 2001).
Правила и требования градостроительной деятельности, за нарушение которых могут наступать различные виды юридической ответственности, устанавливаются не только в ГрК, но и в нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований (органов местного самоуправления).
Так, в Градостроительном кодексе Ленинградской области 1998 г. предусматриваются обязанности собственника недвижимости получать в порядке, установленном правилами градорегулирования в Ленинградской области, разрешение на разработку проекта для строительства новых и реконструкции, расширения, изменения существующих зданий и сооружений на принадлежащем ему участке, а после согласования и утверждения проекта - разрешение на строительно-монтажные работы; согласовывать свои действия с соседями - собственниками, владельцами, арендаторами и другими пользователями недвижимости в случаях, затрагивающих их интересы.
12) Возмещение вреда в полном объеме является детализацией и одним из видов юридической ответственности как принципа законодательства о градостроительной деятельности (см. комментарий и список литературы к предыдущему пункту 11. Настоящей статьи). Возмещение вреда предусматривается в ст. 59 и 60 ГрК (см. комментарии к ним).
Общие основания ответственности за причинение вреда предусматриваются в ст. 1064 ГК, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В ГК, регулирующем имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, устанавливаются общие положения о возмещении вреда (ст. 1065-1083), возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (ст. 1084-1094), возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг (ст. 1095-1098), компенсация морального вреда (1099-1101).