Перейти к основному содержанию

Статья 45 ГрК РФ. Подготовка и утверждение документации по планировке территории

Новая редакция Ст. 45 ГрК РФ

1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

1.2. В случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 настоящей статьи.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.

3.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

3.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, требования к составу и порядку работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.

4.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

4.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения муниципального района, городского округа, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, состав и порядок работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

5.1. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения поселения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета поселения и размещение которого планируется на территориях двух и более поселений, имеющих общую границу, в границах муниципального района, осуществляются органом местного самоуправления поселения, за счет средств местного бюджета которого планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными поселениями, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления поселения, за счет средств местного бюджета которого планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления поселений, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

5.2. В случае отказа в согласовании документации по планировке территории одним или несколькими органами местного самоуправления поселений, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта местного значения поселения, утверждение документации по планировке территории осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией, состав и порядок работы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, объектов местного значения поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, документами территориального планирования поселений, городских округов в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса.

7. В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

8. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

8.1. Порядок подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8.2. Особенности подготовки документации по планировке территории лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса, и лицами, с которыми заключен договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, устанавливаются соответственно статьей 46.9 и статьей 46.10 настоящего Кодекса.

9. Утратила силу с 1 января 2017 г.

9.1. Утверждение документации по планировке территории, предназначенной для создания особой экономической зоны, осуществляется органами управления особыми экономическими зонами.

10. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

10.1. Лица, указанные в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 настоящей статьи, и направляют такую документацию для утверждения соответственно в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, указанные в частях 2 - 5.2 настоящей статьи.

11. В случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.

12. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

12.1. Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

12.2. Утратила силу с 1 января 2017 г.

12.3. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

12.4. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

12.5. В случае, если по истечении тридцати дней с момента поступления в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, проекта планировки территории, указанного в части 10 настоящей статьи, такими органами не представлены возражения относительно данного проекта планировки, он считается согласованным.

12.6. Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

12.7. Документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения муниципального района или в целях размещения иного объекта в границах поселения, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого городского округа. Предметом согласования является соответствие планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения градостроительных регламентов (за исключением линейных объектов), установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения.

12.8. В течение тридцати дней со дня получения указанной в части 12.7 настоящей статьи документации по планировке территории глава поселения или глава городского округа направляет в орган, уполномоченный на утверждение такой документации, согласование такой документации или отказ в ее согласовании. При этом отказ в согласовании такой документации допускается по следующим основаниям:

1) несоответствие планируемого размещения объектов, указанных в части 12.7 настоящей статьи, градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в границах которых планируется размещение таких объектов (за исключением линейных объектов);

2) снижение фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и (или) фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения при размещении планируемых объектов.

12.9. В случае, если по истечении тридцати дней с момента поступления главе поселения или главе городского округа предусмотренной частью 12.7 настоящей статьи документации по планировке территории такими главой поселения или главой городского округа не направлен предусмотренный частью 12.8 настоящей статьи отказ в согласовании документации по планировке территории в орган, уполномоченный на ее утверждение, документация по планировке территории считается согласованной.

13. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

14. Документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.

15. Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

16. Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

17. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

18. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

19. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

20. Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

21. Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Комментарий к Статье 45 ГрК РФ

1. Статья 45 комментируемого Кодекса определяет порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Части 1 - 5 комментируемой статьи устанавливают полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления муниципального района, поселения и городского округа по подготовке указанной документации.

Содержащиеся в названных частях комментируемой статьи положения также устанавливают, какие именно документы территориального планирования служат основой для подготовки документации по планировке территории.

2. Частью 6 комментируемой статьи установлен запрет на подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования. Исключение составляют случаи подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц.

Указанная часть комментируемой статьи вводится в действие с 1 января 2006 г.

3. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает необходимость в течение 10 дней со дня принятия решения о подготовке документации по планировке территории направить уведомления принявшим такое решение уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления муниципального района главе поселения, главе городского округа, в отношении территорий которых было принято указанное решение.

4. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает особенности подготовки документации по планировке территории при размещении объекта капитального строительства в границах территории, для которой не устанавливается градостроительный регламент и на которую не распространяется его действие.

5. Состав документов, необходимых для подготовки документации по планировке территории, а также указание требований, в соответствии с которыми должна осуществляться такая подготовка, отражены в ч. 10 комментируемой статьи.

Проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие указанным требованиям согласно ч. 12 комментируемой статьи проводят органы, принявшие решение о такой подготовке, в течение 30 дней.

По окончании проверки и с учетом ее результатов указанные органы в течение 7 дней принимают решение о направлении документации на утверждение или об ее отклонении и направлении на доработку.

6. Подготовка документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 46 комментируемого Кодекса.

7. Часть 14 комментируемой статьи определяет органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные утверждать документацию по планировке территории.

8. В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи утвержденная документация по планировке территории в течение 7 дней направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации. При этом глава местной администрации обязан обеспечить ее опубликование.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 16 комментируемой статьи было внесено изменение. Если у муниципального образования имеется официальный сайт, то на нем главой местной администрации должна быть в обязательном порядке выставлена документация по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в сети Интернет.

9. Часть 17 комментируемой статьи предусматривает право заинтересованных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

10. Части 18 - 20 комментируемой статьи устанавливают состав нормативных правовых актов, которыми определяется порядок подготовки документации по планировке территории на основании решений:

уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

органов местного самоуправления.

Другой комментарий к Ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья регулирует процедурные вопросы, связанные с подготовкой и утверждением документации по планировке территории.

Такие нормы являются новеллой ГрК. ГрК 1998 года не устанавливал порядка проведения планировки территории, а содержал только отсылочную норму, что порядок разработки и утверждения проектов межевания территории устанавливается органами местного самоуправления (п. 8 ст. 59). Не регулировались вопросы подготовки проектов планировки и проектов межевания территории по заказу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Части 1-5 комментируемой статьи определяют круг лиц, уполномоченных на принятие решения о подготовке документации по планировке территории и обеспечивающих подготовку такой документации:

- уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в случае подготовки такой документации на основании схем территориального планирования Российской Федерации, если такие схемы предусматривает размещение объектов капитального строительства федерального значения;

- органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае подготовки такой документации на основании схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такие схемы предусматривают размещение объектов капитального строительства регионального значения;

- органы местного самоуправления муниципального района:

а) в случае подготовки такой документации на основании схемы территориального планирования муниципального района, если такая схема предусматривают размещение объектов капитального строительства местного значения;

б) в случае подготовки такой документации на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий;

- органы местного самоуправления поселений и городских округов в случае подготовки такой документации на основании генерального плана поселения или городского округа, правил землепользования и застройки.

Таким образом, следует отметить, что подготовка документации по планировке территории осуществляется только на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Данное положение имеет большое значение, поскольку только при условии корреляции документов территориального планирования и документации по планировке территории может быть обеспечено устойчивое развитие всей территории в целом.

Это положение получило дальнейшее закрепление в части 6 комментируемой статьи, которая устанавливает запрет осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования. Из этого правила есть два исключение - подготовка проектов межевания застроенных территорий и подготовка градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических и юридических лиц, поскольку эти случаи никак не связан непосредственно с территориальным планированием, предопределяющим будущее развитие территории.

Согласно части статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установленный в части 6 комментируемой статьи запрет вступает в силу с 1 января 2006 года.

ГрК предусмотрены следующие случаи подготовки и соотношения различных видов документации по планировке территории:

1) проекты планировки как отдельный документ (часть 1 статьи 42);

2) проекты планировки с проектами межевания в составе проектов планировки и градостроительными планами земельных участков в составе проектов межевания (части 3, 6 статьи 43);

3) проекты межевания с градостроительными планами земельных участков в составе проектов межевания (части 1, 6 статьи 43).

Как уже отмечалось, подготовка градостроительного плана земельного участка вне состава проектов межевания в виде отдельных документов не относится собственно к планировке территории.

Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что заказ на подготовку документации по планировке территории выполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подготовка документации по планировке территории является государственной и муниципальной нуждой, поскольку она определена как полномочие органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК) и должна, как правило, осуществляться за счет соответствующих бюджетов.

Государственные и муниципальные нужды - это потребности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

В настоящее время порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд установлен Федеральным законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"*(61) и Указом Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд"*(62). Данный указ носит рекомендательный характер для размещения заказов для муниципальных нужд. Основные моменты, связанные с размещением муниципального заказа, урегулированы статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации*(63) и статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный и муниципальный контракт понимается как договор, заключенный в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Государственный и муниципальный контракт размещается исключительно на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, устанавливается приоритетность конкурсного размещения заказов. Победителем конкурса становится лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта.

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации готовится к принятию проект Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанный законопроект направлен на устранение ситуации, когда процедура размещения заказов устанавливается каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно, и установление единых процедур и правил размещения таких заказов.

Кроме того, особо следует выделить случай, когда органы публичной власти не заключают государственный или муниципальный контракт на разработку документации по планировке территории, а предоставляет земельный участок для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

При этом согласно статье 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации комплексное освоение территории заключается в подготовке проекта планировки данной территории, проектов ее межевания, строительстве инженерно-технической инфраструктуры, жилищном и ином разрешенном строительстве. Участок для комплексного освоения передается в аренду исключительно по результатам открытого аукциона с правом выкупа сформированных земельных участков для жилищного и иного разрешенного строительства.

Порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства предусмотрен статьей 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Часть 9 комментируемой статьи устанавливает особенность подготовки документации по планировке территории в случае размещения объекта капитального строительства в границах территории, на которую не распространяется действие градостроительного регламента или для которой не устанавливается градостроительный регламент. Согласно части 4 ст. 36 ГрК действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, в границах территорий общего пользования, а также занятые линейными объектами. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В таком случае документация по планировке территории может подготавливаться физическим или юридическим лицом, по решению которого принято решение об использовании земельного участка в границах такой территории. Указанная норма не распространяется на случаи планирования размещения на таких территориях объектов федерального, регионального или местного значения.

Части 10-12 комментируемой статьи устанавливают требования к подготовке документации планировки территории. Представляется необоснованным, что в число требований к подготовке документации по планировке территории не включена обязанность разработки такой документации на основании результатов инженерных изысканий. Так, ГрК предусматривает необходимость подготовки документов территориального планирования на основании результатов инженерных изысканий (п. 3 ст. 11, п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 20, п. 3 ст. 24). В то же время, именно в документации по планировке территории находят выражение параметры планируемого использования конкретной территории, в том числе и параметры строительства. В связи с чем, представляется, что подготовка документации по планировке территории обязательно должна разрабатываться на основании результатов инженерных изысканий.

Среди требований к подготовке проектной документации, предусмотренных частью 10 комментируемой статьи, указана необходимость подготовки документации по планировки территории в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проекты правовых актов территориального планирования, документация по планировке территорий, проектная документация проверяются на соответствие требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(64) и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В качестве таких документов, руководствоваться которыми необходимо вплоть до принятия соответствующих технических регламентов, можно указать Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки "Глава 1. Планировка населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 02.07.1982 N 2605-82, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 10.10.2001, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Минздравом СССР от 05.08.1988 N 4690-88, Строительными нормами и правилами СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными постановление Госстроем СССР от 16.05.1989 N 78, Строительными нормами и правилами СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", СНиП 2.05.13-90. Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов, РД 34.20.185-94. Инструкция по проектированию городских электрических сетей, РД 34.21.122-87. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений, СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, СанПиН. 1.6.574-96. Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест и др.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, на застроенных не разделенных на земельные участки территориях устанавливаются путем подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК. Не допускается требовать предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий в указанном случае. При этом межевание территорий необходимо осуществлять в соответствии с Положением об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223*(65), а также с учетом Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных приказом Минстроя РФ от 26.08.1998 N 59.

ГрК не предусматривает необходимости проведения экспертизы и согласования документации по планировки территории. В связи с этим не подлежат применению в части норм о проведении экспертизы и согласования градостроительной документации о застройке указанная Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации"*(66), а также постановление Госстроя РФ от 29.10.1993 N 18-41 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации"*(67).

Подготовленная документация по планировке территории проверяется на соответствие техническим регламентам и градостроительным регламентам, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов, иных зон).

Указанную проверку осуществляют органы, принявшие решения о подготовке документации по планировке территории.

Таким образом, ГрК, упразднив согласование и государственную экспертизу документации по планировке территории, с одной стороны, сохранил все необходимые требования, связанные с проверкой такого рода документации, с другой стороны - технологически объединил разрозненные действия по согласованию и государственной экспертизе в одно сводное действие по проверке такой документации на соответствие всем необходимым требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья граждан и благоприятную окружающую среду.

Кроме того, ГрК предусматривает ответственность соответствующих органов за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения не соответствующей требованиям технических регламентов документации по планировке территории (ст. 59).

Однако, следует отметить коллизию норм ГрК и иных федеральных законов, предусматривающих необходимость согласования документации по планировке территории. Так, согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическому благополучии населения" утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Статья 25 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"*(68) предусматривает, что проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Поскольку планировка территории осуществляется применительно к конкретной территории в границах определенного муниципального образования, части 7, 15 устанавливают обязанность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципального района уведомлять главу поселения или городского округа о принятом решении о подготовке документации по планировке территории, в границах такого поселения или городского округа и направлять им такую документацию. В целях обеспечения ознакомления населения с такой документацией устанавливается обязанность главы местной администрации поселения или городского округа официально опубликовывать такую документацию (часть 16 комментируемой статьи).

Следует отметить, что в основном планировка территории - это полномочие органов местного самоуправления поселений и городских округов, на них лежит обязанность подготавливать документацию ко всей территории муниципального образования, застроенной или подлежащей застройке, за исключением отдельных зон планируемого размещения объектов федерального, регионального значения и местного значения муниципального района. Именно документация по планировке территории, подготовка которой обеспечивается органами местного самоуправления поселений и городских округов, имеет наиболее существенное значение для населения, поскольку в соответствии с такой документацией должна осуществляться жилищная застройка, застройка общественно-деловых центров, рекреационных зон и т.д. В связи с этим, особенностям подготовки такой документации посвящена отдельная статья ГрК (часть 13 комментируемой статьи).

Важное положение закреплено в части 17 комментируемой статьи - возможность оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Необходимо отметить следующий вопрос, зачастую возникающий на практике - обжалование гражданами вопросов законности строительства объектов в порядке уплотнения застройки поселения. Здесь может быть два варианта. Первый - это осуществлении строительства при наличии документации по планировке территории. В таком случае строительство должно осуществляться исключительно в соответствии с такой документацией. Поскольку статья 46 ГрК устанавливает обязательность проведения публичных слушаний по проектам планировки и проектам межевания территории, то граждане имеют право высказать свое мнение по указанным проектам и в дальнейшем оспорить их в суде. Кроме того, оспорить строительство конкретного объекта можно при его несоответствии документации по планировке территории. Второй вариант - это отсутствие документации по планировке территории. ГрК не устанавливает требования о том, что строительство возможно только на территориях, для которых подготовлена документация по планировке. В таком случае граждане и юридические лица могут оспорить строительство конкретного объекта, если такое строительство не соответствует градостроительному регламенту, разрешению на строительство, строительным, санитарным и иным нормативам и правилам, имеющим обязательное значение до принятия соответствующих технических регламентов.

Кроме того, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования для размещения объекта на застроенной территории. Так, например, статья 50 Закона г. Москвы от 03.03.2004 N 13 "Об основах градостроительства в городе Москве"*(69) предусматривает в таком случае необходимость разработки градостроительного обоснования размещения объекта, которое подлежит обязательному согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, общественному обсуждению.

Части 18-20 комментируемой статьи предусматривает, что помимо общих положений подготовки планировки территории, предусмотренных ГрК, порядок подготовки документации по планировке территории также устанавливается:

- нормативными правовыми актами Российской Федерации - при подготовке такой документации на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;

- законами субъектов Российской Федерации - при подготовке такой документации на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - при планировке территории на основании решений органов местного самоуправления.

В числе нормативно-правовых актов Российской Федерации следует отметить прежде всего Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003), утвержденную постановлением Госстроя РФ от 27.02.2003 N 27, действующую в части, не противоречащей ГрК.

Согласно указанной Инструкции градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания на разработку градостроительной документации, выдаваемого соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними иными заказчиками. Состав основных сведений, включаемых в задание на разработку градостроительной документации, определяется ее заказчиком применительно к виду градостроительной документации. В задание на разработку градостроительной документации включается требование по соблюдению нормативных правовых документов органов государственной власти и местного самоуправления. Задание на разработку градостроительной документации в случае необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий. В задание на разработку градостроительной документации необходимо включать формат и состав графических материалов, передаваемых заказчику в электронном виде.

В заданиях на разработку проектов планировки отражаются следующие основные вопросы:

- основание для выдачи задания;

- заказчик проекта;

- разработчик документации;

- кем и в какие сроки выдается исходная информация для разработки градостроительной документации;

- состав подлежащих передаче материалов и срок разработки проекта;

- требования по планировочной организации и функциональному зонированию территории, соблюдению градостроительных регламентов;

- предлагаемые типы жилых домов, предприятий и учреждений обслуживания;

- требования к очередности реконструкции и возможность использования существующих зданий по их начальному назначению или для других целей, иные требования к реконструкции сложившейся застройки;

- требования к решению объемно-пространственной организации застройки, организации транспортного обслуживания населения, инженерной подготовке, благоустройству и озеленению территорий, охране окружающей среды, инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны, сохранению памятников природы, истории и культуры.

При разработке проектов межевания территорий в составе проектов планировки в задании на разработку указанных проектов отражаются требования к разработке проекта межевания.

В случае разработки самостоятельного проекта межевания территории задание на его разработку включает следующие основные сведения:

- основание для выдачи задания;

- заказчик проекта;

- организация - разработчик проекта;

- исходная информация для разработки проекта, организации, ее предоставляющие, и сроки выдачи;

- требования по соблюдению градостроительных регламентов;

- состав проекта межевания, сроки разработки;

- перечень согласовывающих организаций, землевладельцев и землепользователей.

Содержание и объем необходимой исходной информации определяются разработчиком и заказчиком градостроительной документации применительно к виду градостроительной документации.

Исходная информация для разработки градостроительной документации включает перечень нормативных правовых документов органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования градостроительной деятельности (в том числе правил землепользования и застройки), землепользования, охраны природных ресурсов, памятников истории и культуры и другую информацию, необходимую для разработки градостроительной документации.

Разработка, согласование, утверждение и реализация градостроительной документации осуществляются на основе материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод), состав которых определяется в зависимости от вида градостроительной документации.

Решение органов государственной власти и органов местного самоуправления о разработке документации по планировке территории подлежит опубликованию.

В качестве картографической основы при разработке документации по планировке территории с использованием геоинформационных систем применяются цифровые топографические карты и цифровые планы городов либо составленные на их основе производные цифровые карты. Используемые цифровые топографические карты и цифровые планы городов должны отвечать требованиям государственных стандартов. При отсутствии цифровой картографической основы для разработки градостроительной документации ее создание осуществляется до начала работ по разработке документации на основе соответствующих соглашений с разработчиком градостроительной документации или любой другой организацией, имеющей лицензию на выполнение картографических работ.

Графические материалы выполняются и оформляются с соблюдением технических условий и требований государственных стандартов и других норм и правил.

В процессе выполнения работ разработчиком градостроительной документации могут использоваться различные способы компьютерного моделирования градостроительных решений. Результаты моделирования и использованные алгоритмы могут передаваться заказчику по дополнительному соглашению.

Также следует отметить, работы по подготовке документации по планировке территории, в частности подготовки проектов планировки и проектов межевания территории, можно отнести к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения, к числу согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии"*(70) которых относятся:

создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

создание и ведение географических информационных систем специального назначения;

создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;

геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(71). Таким образом, осуществлять подготовку документации по планировке территории может только организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности.

Порядок лицензирования картографической деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 28.05.2002 г. N 360 "О лицензировании картографической деятельности". Лицензирование картографической деятельности осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.2004 г. N 386 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве по геодезии и картографии"*(72) Федеральным агентством по геодезии и картографии (Роскартографией) и его территориальными органами.

В то же время остается не решенным ряд вопросов, требующих правового урегулирования. Так, ГрК устанавливается, что федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировки территории, которая разрабатывается только на основании документов территориального планирования Российской Федерации. Но не ясно, кто будет осуществлять подготовку документации по планировке территории в границах земель, находящихся в федеральной собственности, или на которой находятся объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности и построенные до принятия ГрК.