Новая редакция Ст. 61 ГрК РФ
1. При осуществлении градостроительной деятельности или эксплуатации объектов капитального строительства в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принять решения о компенсации определенным категориям физических лиц причиненного им вреда.
2. Компенсация органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц, не освобождает лицо, виновное в причинении такого вреда, от ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Комментарий к Статье 61 ГрК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает возможность принятия решения органами государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления о выплате компенсации причиненного вреда отдельным категориям физических лиц вследствие чрезвычайных ситуаций при осуществлении градостроительной деятельности или объектов капитального строительства в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что назначенная компенсация уполномоченными органами не освобождает лицо, виновное в причинение вреда, от ответственности за причинение такого вреда (подробнее см. комментарии к ст. 58 - 60 Кодекса).
Другой комментарий к Ст. 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Норма пункта первого комментируемой статьи соответствует общему правилу ст. 1064 ГК, согласно которому законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Обязанность выплаты такой компенсации установлена Градостроительным кодексом РФ не для всех случаев причинения вреда, а только по отношению к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов капитального строительства.
Чрезвычайная ситуация согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(221) представляет собой обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждена Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. N 1094*(222). Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Так, к локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения; а к федеральной - чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
В качестве примера наиболее значительных компенсаций, предоставляемых федеральными органами власти, следует назвать компенсации гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из последних нормативных актов по данному вопросу является постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(223), которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества, Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Правительство г. Москвы в связи с техногенной аварией в аквапарке "Трансвааль-парк" приняло решение (распоряжение Правительство Москвы от 15.02.2004 г. N 196-РП "Об оказании помощи пострадавшим и семьям погибших (умерших) в результате техногенной аварии в аквапарке "Трансвааль-парк" в Ясенево 14 февраля 2004 года"*(224)) выплатить единовременную материальную помощь семьям погибших, лицам, находимся на стационарном лечении в медицинских лечебных учреждениях и гражданам, которым была оказана амбулаторная медицинская помощь; произвести оплату захоронения погибших; произвести выплату денежной компенсации стоимости утраченного личного имущества; установить дополнительные ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1500 рублей на проживающих в Москве детей, потерявших одного или обоих родителей в результате данной аварии.
Следует подчеркнуть, что компенсации предоставляются наряду с возмещением вреда, а не вместо такого возмещения. Поскольку возникновение чрезвычайных ситуаций нередко связано с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, необходимо учитывать особенности наступления ответственности за вред, причиненный такой деятельностью, к которой, в частности, относится использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности. Статьей 1079 ГК установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Об ответственности лиц, виновных в причинении вреда, см. комментарий к ст. 58 настоящего Кодекса.