Новая редакция Ст. 35 ГрК РФ
1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки;
3) зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами;
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
4. В состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов.
5. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
6. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
7. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
8. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
9. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
10. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
12. В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
13. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
15. Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Комментарий к Статье 35 ГрК РФ
1. Статья 35 комментируемого Кодекса определяет виды и состав территориальных зон.
Часть 1 данной статьи выделяет следующие виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования:
жилые;
общественно-деловые;
производственные зоны;
зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
зоны сельскохозяйственного использования;
зоны рекреационного назначения;
зоны особо охраняемых территорий;
зоны специального назначения;
зоны размещения военных объектов;
иные виды территориальных зон.
2. Части 2 - 13 комментируемой статьи устанавливают состав и назначение территориальных зон, перечисленных в ч. 1:
состав жилых зон определяется ч. 2 данной статьи;
состав общественно-деловых зон определяется ч. 4 данной статьи. Часть 5 комментируемой статьи определяет назначение общественно-деловых зон;
состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур определяется ч. 7 данной статьи. Назначение указанных зон определяется ч. 8 комментируемой статьи;
состав зон сельскохозяйственного использования определяется ч. 9 данной статьи;
состав зон рекреационного назначения определяется ч. 11 данной статьи;
состав зон особо охраняемых территорий определяется ч. 12 данной статьи;
состав зон специального назначения определяется ч. 13 данной статьи.
3. Часть 15 комментируемой статьи предусматривает право органа местного самоуправления устанавливать иные виды территориальных зон, помимо указанных данной статьей.
Указанные зоны выделяются с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
4. В качестве примера рассмотрим Территориальные строительные нормы Московской области "Планировка и застройки городских и сельских поселений (ТСН ПЗП-99 МО)" (утвержденные распоряжением Министерства строительства Московской области от 10 января 2000 г. N 1), которые устанавливают основные территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию.
Жилые зоны предназначены для организации здоровой, удобной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.
При формировании жилых зон необходимо предусматривать преимущественное размещение жилых домов разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные с приквартирными участками; усадебные); объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; гаражей и стоянок для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовых объектов, а также детских, спортивных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений.
Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка не более 0,5 га, а также мини-производства при соблюдении действующих санитарных правил и норм.
К жилым зонам следует относить территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ поселений, при оборудовании жилых домов для постоянного проживания населения.
Потребность в жилищном фонде и его структура должны определяться на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности, исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой. Для муниципального жилого фонда устанавливается социальная норма площади жилья.
При определении соотношения и типологии нового жилищного строительства необходимо также исходить из учета конкретных условий развития города, наличия территориальных ресурсов, существующей строительной базы, градостроительных и историко-архитектурных особенностей.
В малых городах и поселках вся жилая зона может формироваться по типу единого жилого района. В случае расчлененности территорий малых городов и поселков естественными или искусственными рубежами территория жилой зоны может подразделяться на районы площадью до 30 - 50 га.
При размещении жилой застройки в комплексе с объектами общественного центра или на участках, ограниченных по площади территории, жилая застройка формируется в виде отдельных жилых групп.
При проектировании жилой застройки на территории жилых районов, микрорайонов, кварталов, жилых групп обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории, режимам градостроительной деятельности, накладываемым на ее развитие зонами особого градостроительного и специального регулирования, условиями организации строительства и стройбазы, ландшафтами, историко-архитектурными условиями и иными требованиями.
В городах основными типами жилой застройки являются: многоквартирная многоэтажная (5 и более этажей); многоквартирная средней этажности (2 - 4 этажа); малоэтажная с участками при квартирах, в том числе блокированная; усадебная.
В конкретных градостроительных условиях, особенно при реконструкции, допускается смешанная по типам застройка. Предельно допустимые размеры приусадебных земельных участков устанавливаются органами местного самоуправления.
Границы, размеры и режим использования территории участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей совместной собственности членов товарищества - собственников жилых помещений в многоквартирных домах (кондоминиумах), определяются градостроительной документацией о застройке с учетом законодательства Российской Федерации и правовых актов Московской области.
При реконструкции районов сложившейся жилой застройки необходим дифференцированный подход к выбору режима реконструкции в зависимости от типа района (центральные исторически сложившиеся районы, районы массовой типовой застройки 60 - 70-х гг., сложившиеся районы индивидуальной усадебной застройки), размера жилых зон.
Планировку и застройку жилых зон на резервных территориях необходимо предусматривать в зависимости от конкретных условий в увязке с прилегающей застройкой:
городских кварталов и микрорайонов (в случае расположения резервных территорий на участках, граничащих со сложившейся городской застройкой);
сельских и других поселений, а также характером ландшафта - при расположении резервных территорий за пределами городской (поселковой) черты. Как правило, в этом случае размещается малоэтажная усадебная застройка.
При размещении резервных территорий, непосредственно развивающих сложившуюся территорию города, тип застройки определяется с учетом общей структуры жилищного строительства города или поселка при соблюдении архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических и экологических требований.
На территории жилой зоны сельского поселения на основе функционального и строительного зонирования, как правило, выделяются территории многоквартирной (среднеэтажной), блокированной с приквартирными участками и усадебной застройки. Строительство многоквартирных жилых домов высотой свыше 4 этажей на территории сельских поселений не допускается.
Преимущественным типом застройки в сельских поселениях являются жилые дома усадебного типа (односемейные и двухсемейные сблокированные). Размеры земельных участков устанавливаются с учетом конкретных условий сельского поселения, но не более предельно допустимых размеров. При определении размеров и формы земельных приусадебных участков учитываются потенциал территории, особенности существующей застройки, возможности эффективного инженерного обеспечения, развитие личного подсобного хозяйства.
Для жителей многоквартирных жилых домов, а также жителей усадебной застройки при дефиците территории могут предусматриваться дополнительные участки для размещения хозяйственных построек, огородничества и развития личного подсобного хозяйства за пределами жилых зон, на земельных участках, не являющихся резервом для жилищного строительства, с соблюдением природоохранных, санитарных, противопожарных и зооветеринарных требований.
Территориальные строительные нормы Московской области "Планировка и застройки городских и сельских поселений (ТСН ПЗП-99 МО)" устанавливают, что в исторических городах в состав общественно-деловых зон могут включаться памятники истории и культуры при соблюдении требований к их охране и рациональному использованию, а также жилая застройка в охранных зонах памятников истории и культуры, в зонах регулирования застройки, являющейся ценной городской застройкой.
Общественно-деловые зоны следует формировать как центры деловой, финансовой и общественной активности в центральных частях городов, на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам, промышленным предприятиям и другим объектам массового посещения.
По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные) зоны, зоны специализированной общественной застройки, смешанные - производственно-жилые и другие зоны.
В общегородских зонах преимущественно размещаются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, культуры и другие объекты городского и районного значения, включая места приложения труда, не требующие больших земельных участков, а также жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания.
В составе центральной общегородской зоны могут быть выделены ядро общегородского центра, зона исторической застройки, особые сложившиеся или формируемые морфотипы застройки. Конкретная регламентация определяется градостроительной документацией, градостроительным регламентом и местными правилами застройки. В частности, могут быть установлены ограничения на этажность зданий, допустимую плотность застройки, соотношение общественной и жилой застройки и др.
В небольших поселках и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр.
В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды. При этом необходимо сохранять, восстанавливать и развивать наряду с общественной исторической застройкой жилую застройку, обеспечивая комплексность функционирования среды.
Тип, этажность и допустимая плотность жилой застройки в исторических районах определяются местными правилами застройки или проектом на базе историко-градостроительных обоснований, устанавливающих закономерности, в том числе морфологические, развития исторического города, историко-культурные традиции, высотные ограничения, требования и рекомендации к реконструкции застройки.
Районные общественно-деловые зоны формируются в виде районных центров обслуживания населения. В них, как правило, кроме общественных зданий размещается коммерческое жилье, отдельные коммунальные объекты, а также гаражи и стоянки автомобилей.
Допускается размещать отдельные объекты обслуживания общегородского значения, конторские и управленческие здания, культовые объекты.
Смешанные зоны формируются, как правило, в срединных частях сложившихся городов, в общественно-транспортных узлах при сочетании ограниченного количества основных функций (две-три) без выделения какой-либо ведущей.
Производственно-жилые зоны являются наиболее распространенными и формируются из кварталов смешанной (производственной и жилой) застройки. В составе этих зон допускается размещать: учреждения науки и научного обслуживания, учебные заведения, малые промышленные предприятия и другие объекты с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений, загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, превышающих установленных для жилой и общественной застройки норм, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных путей, а также не требующие большого потока грузовых автомобилей (не более 50 автомобилей в сутки в одном направлении). В этих зонах допускается размещать автозаправочные станции и гаражи с учетом требований строительных норм и санитарных правил.
При реконструкции сложившейся застройки в производственно-жилых зонах в случае невозможности устранения вредного влияния предприятия на окружающую среду следует предусматривать уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы производственно-жилой зоны в производственную зону.
В качестве исключения допускается размещать предприятия индустрии развлечения, если нет ограничений на их размещение, только в центральной зоне (специфика функций, мощность предприятия).
В малых городах и поселках в районах усадебной застройки допускается формировать производственно-жилые зоны с включением малых предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также других производственных объектов, размещение которых допустимо в жилых зонах. При этом необходимо предусматривать санитарный разрыв до жилой застройки не менее 50 м, но с учетом требований санитарных правил. В сельских поселениях при соблюдении санитарных норм допускается формировать производственно-жилые зоны, включающие жилую застройку, сельско- и лесохозяйственные предприятия, мини-фермы и другие сельскохозяйственные объекты при соблюдении санитарных норм.
Смешанные общественно-транспортные зоны формируются в узлах пересечения магистралей, пересадочных узлах городского, пригородного и внешнего транспорта. В дополнение к объектам и сооружениям транспорта размещаются предприятия торговли, общественного питания, гостиницы и другие коммерческие объекты, а также гаражи и стоянки, остановочные пункты городского общественного транспорта. Как правило, предусматривается многоуровневое архитектурно-пространственное решение с использованием подземного пространства.
Территориальные строительные нормы Московской области "Планировка и застройки городских и сельских поселений (ТСН ПЗП-99 МО)" предусматривают, что при развитии производственных функций в городах Московской области необходимо предусматривать оптимизацию использования существующих производственных территорий на основе реконструкции, частичного или полного перепрофилирования существующих промышленных предприятий, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду.
Для размещения промышленных, складских и иных производственных объектов, а также связанных с их эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры, объектов энергетики, характеризующихся большим грузооборотом, повышенной пожаро- и взрывоопасностью, требующих устройства железнодорожных подъездных путей, а также санитарно-защитных зон шириной более 50 м, необходимо формировать производственные зоны, в составе которых могут выделяться промышленные зоны, научно-производственные, коммунально-складские и иные зоны.
Размещение промышленных предприятий I и II классов на территории Московской области не допускается.
Преимущественное развитие должны получить отрасли промышленности, связанные с жизнеобеспечением населения при внедрении современных чистых технологий производства, сфера науки и научного обслуживания, а также сфера сервиса, сочетающая мини-производства и обслуживание.
Границы производственных зон необходимо устанавливать на основе градостроительной документации с учетом требуемых санитарно-защитных зон для предприятий и иных объектов, обеспечивая максимально эффективное использование территории.
Предприятия пищевой, медицинской, фармацевтической и других отраслей промышленности с санитарно-защитной зоной 50 - 100 м не допускается размещать на территории промышленных зон (районов) с предприятиями I - II классов и в пределах их санитарно-защитных зон.
Санитарно-защитные зоны предприятий не включаются в состав территорий предприятий. Оздоровительные, санитарно-гигиенические, строительные и другие мероприятия, связанные с охраной окружающей среды на прилегающей к предприятию загрязненной территории, включая благоустройство санитарно-защитных зон, осуществляются за счет предприятия, имеющего вредные выбросы.
На территории промышленных зон (районов) преимущественно размещаются промышленные предприятия и связанные с ними вспомогательные и обслуживающие объекты, а также объекты энергетики, крупные гаражи, автобазы, склады, железнодорожные подъездные пути и грузовые станции, причалы и другие транспортные и инженерные сооружения.
Допускается размещение конструкторских бюро, научных учреждений с опытными производствами, учебных центров по подготовке кадров на базе данного производства и других объектов, связанных с научно-техническим обслуживанием предприятий.
Промышленные зоны могут быть поделены на подзоны по классам вредности промышленных предприятий в соответствии с санитарными нормами, по планировочным и функциональным особенностям (потребность в железнодорожном транспорте, характер грузооборота и т.д.).
В проектах планировки и схемах зонирования на территории промышленных зон следует выделять территории, существующее функциональное использование которых не рекомендуется сохранять и которые могут рассматриваться как резерв (площадки, занятые жильем, неупорядоченные и другие чужеродные территории).
Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять не менее 60% всей территории производственной зоны.
В состав научно-производственных зон допускается включать связанные с ними профессиональные учебные заведения, гостиницы, жилье для временного проживания и необходимые объекты обслуживания при соблюдении санитарно-гигиенических и противопожарных требований, формируя технопарки и технополисы. При размещении опытных производств, не требующих больших земельных участков и санитарно-защитных зон более 50 м, в научно-производственных зонах допускается размещать жилую застройку и формировать их как производственно-жилые зоны.
Размещение и формирование технополисов происходит прежде всего в городах, входящих в состав Московской агломерации и агломераций 2-го порядка, на базе: специализированных производственных комплексов, в том числе ВПК; городов - научных центров определенной специализации; опытных агропромышленных центров; отраслей наукоемкой промышленности.
Кроме крупных интегрированных образований нового типа, в городах могут формироваться локальные научные и научно-производственные зоны. При определении их состава необходимо учитывать технологические требования размещаемых объектов: необходимость их размещения вблизи природных объектов исследования; исключение близости источников вредного воздействия; устройство санитарно-защитных зон от научно-производственных объектов. Технологические требования весьма разнообразны, поэтому в процессе планировки и зонирования требуется проводить предварительный анализ возможного размещения их по отношению к соседним функциональным зонам (жилым, промышленным, общественно-деловым и др.) и элементам инфраструктуры.
На территории жилых и общественно-деловых зон допускается размещать научные и научно-производственные зоны, включающие объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, железнодорожных путей, а также по площади, не превышающей 5 га.
Научные и научно-производственные зоны, формируемые на базе природных объектов исследования (зеленых массивов и водоемов), при отсутствии технологических и санитарно-гигиенических ограничений могут включаться в систему ландшафтно-рекреационных территорий.
Коммунально-складские зоны предназначены для размещения групп предприятий и отдельных объектов, обеспечивающих потребности городского хозяйства и населения в складах, коммунальных и бытовых услугах, а также связанных с ними обслуживающих и вспомогательных учреждений.
На территории коммунально-складских зон следует размещать предприятия пищевой промышленности, общетоварные и специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения, а также предприятия оптовой и мелкооптовой торговли. Систему складских комплексов, не связанных с непосредственным обслуживанием населения, следует формировать за пределами городов, приближая их к узлам внешнего, преимущественно железнодорожного транспорта.
За пределами городов и особо охраняемых территорий пригородных зеленых зон с соблюдением санитарных, противопожарных и специальных норм следует предусматривать рассредоточенное размещение складов государственных резервов, складов нефти и нефтепродуктов, складов сжиженных газов, взрывчатых материалов и базисных складов сильно действующих ядовитых веществ, базисных складов продовольствия, фуража и промышленного сырья, лесоперевалочных баз, базисных складов лесных и строительных материалов.
Группы предприятий и объектов, входящие в состав коммунально-складских зон, необходимо размещать с учетом: технологических и санитарно-гигиенических требований, кооперированного использования общих объектов, обеспечения последовательного ввода мощностей.
Площадки групп предприятий подразделяются на участки, предназначенные для размещения:
административно-технических и культурно-бытовых объектов (вспомогательные здания, стоянки общественного и индивидуального транспорта, предзаводские площадки, площадки для отдыха и занятий спортом, мотовелостоянки и др.);
зданий и сооружений основных производств;
объектов подсобного назначения (холодильные компрессорные, распредустройства, материальные склады, площадки для складирования тары, очистные сооружения и др.);
объектов особого санитарного режима (сооружения скотоприемной базы, артезианские скважины и водопроводные насосные, сборники отходов производства).
При реконструкции и расширении складов на площадках с особыми условиями (на затесненных участках, территориях со сложным рельефом и т.п.) целесообразно строительство многоэтажных зданий общетоварных складов, а на участках с использованием консервируемых выработок и сложным рельефом - подземных складов.
Рекомендуется блокирование одноэтажных торгово-складских зданий со сходными в функциональном отношении предприятиями (хранилищами картофеля, овощей и фруктов, распределительными холодильниками), что может обеспечить плотность застройки и удельный расход территории коммунально-складской зоны, сравнимые с соответствующими показателями при многоэтажной застройке отдельно стоящими зданиями.
В городах агропромышленного профиля и в сельских поселениях рекомендуется формировать коммунально-складские зоны и объекты на территории производственных зон с учетом установленных санитарно-защитных разрывов от животноводческих, птицеводческих производственных комплексов, складов и хранилищ минеральных удобрений, ядохимикатов, нефтепродуктов, предприятий строительной промышленности.
При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные связи со всеми функциональными зонами, другими поселениями системы расселения, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. При этом необходимо учитывать особенности города как объекта проектирования.
Зоны транспорта, связи и инженерных коммуникаций выделяются для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, магистралей и сооружений инженерной инфраструктуры и связи.
В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и объектов внешнего транспорта могут устанавливаться охранные зоны. Отвод земель для сооружений и устройств внешнего транспорта осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующими нормами отвода.
В пределах городской черты на землях железнодорожного транспорта размещаются здания пассажирских вокзалов, сортировочные станции, грузовые станции, другие обслуживающие железную дорогу объекты, а также железнодорожные линии и промежуточные остановочные пункты.
Улично-дорожная сеть городских и сельских поселений представляет собой часть территории, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.
При проектировании автозаправочных комплексов или отдельно стоящих АЗС в городах следует учитывать характер застройки, планировки и благоустройства прилегающей территории, а также требования органов государственной инспекции по вопросам обеспечения безопасности движения.
Автозаправочные комплексы в городах рекомендуется размещать на городских вылетных магистралях и в коммунальных зонах.
Инженерное обеспечение городских и сельских поселений следует проектировать комплексно при оптимальном сочетании централизованных и децентрализованных систем водо-, тепло-, электро-, газоснабжения, канализации и связи.
Выбор источников водо-, тепло-, электро-, газоснабжения должен проводиться на основании анализа состояния существующих централизованных систем, отечественного и мирового опыта применения индивидуальных и групповых источников.
В сельских поселениях, не имеющих централизованного водоснабжения, следует предусматривать водозаборные узлы, обеспечивающие потребности населения в воде на жилищно-коммунальные нужды и пожаротушение.
Электроснабжение городских и сельских поселений следует предусматривать как от существующих источников, так и от локальных проектируемых энергетических объектов. В последнем случае предпочтение следует отдавать установкам комбинированной выработки тепла и электроэнергии.
Не допускается размещать магистральные газо-, нефте- и нефтепродуктопроводы в пределах границ поселений и их резервных территорий. При разработке градостроительной документации следует предусматривать вынос существующих магистральных трубопроводов.
Размещение зданий и сооружений связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации инженерного оборудования следует осуществлять в соответствии с требованиями нормативных ведомственных документов.
Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог; под тротуарами или разделительными полосами - инженерные сети в коллекторах или каналах; в разделительных полосах - тепловые сети, водопровод, газопровод, хозяйственную и дождевую канализации.
На полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые сети низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации и диспетчеризации).
При реконструкции проезжих частей улиц с устройством капитальных дорожных покрытий, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать вынос этих сетей на разделительные полосы и тротуары. На существующих улицах, не имеющих разделительных полос, допускается размещение новых инженерных сетей под проезжей частью при условии размещения их в проходных каналах; при технической необходимости допускается прокладка газопровода под проезжими частями.
Мероприятия по инженерной подготовке территории следует устанавливать с учетом прогноза изменений инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории. При разработке проекта планировки и застройки поселений следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, оползней и обвалов.
При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом вытесняемого грунта на площадке строительства.
Территория поселений, расположенных на прибрежных участках, должна быть защищена от затопления паводковыми водами, подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обваловыванием.
В городских и сельских поселениях, расположенных на территориях, подверженных оползневым процессам, необходимо предусматривать упорядочение поверхностного стока, перехват потоков грунтовых вод, предохранение естественного контрфорса оползневого массива от разрушения, повышение устойчивости откоса механическими и физико-химическими средствами, посадку зеленых насаждений. Противооползневые мероприятия следует осуществлять на основе комплексного изучения геологических и гидрогеологических условий районов.
Методические рекомендации по разработке схем зонирования территории городов МДС 30-1.99, разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, устанавливают следующие зоны.
С-1. Зона сельскохозяйственного использования. Земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий и поселений, а также разработанной на их основе землеустроительной документацией (территориальным планированием использования земель).
Разрешенные по праву застройки виды использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, залежи), лесополосы, внутрихозяйственные дороги, коммуникации, леса, многолетние насаждения, болота, замкнутые водоемы, здания, строения, сооружения, необходимые для функционирования сельского хозяйства, в том числе сельскохозяйственные предприятия, опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные хозяйства, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей.
Неосновные и сопутствующие виды использования: инженерные коммуникации и транспортные сооружения, устройства; земельные участки, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота), а также несельскохозяйственным и религиозным организациям для ведения сельского хозяйства.
Условно разрешенные виды использования (требующие специального согласования): карьеры, перерабатывающие предприятия, склады, рынки, магазины, стоянки транспортных средств (терминалы), превышающие разрешенные размеры; почтовые отделения, телефон, телеграф; временные сооружения мелкорозничной торговли и другие сооружения.
С-2. Зона сельскохозяйственного использования (резерв для застройки). Разрешенные по праву застройки, неосновные и сопутствующие, а также условно разрешенные виды использования (требующие специального разрешения) устанавливаются согласно градостроительным регламентам соответствующих территориальных зон, установленных утвержденной градостроительной документацией и правилами застройки.
Рекреационные зоны выделяются для организации массового отдыха населения, улучшения микроклимата поселений и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, других поселений. В составе рекреационных зон могут выделяться озелененные территории общего пользования, зоны массового отдыха и курортные, особо охраняемые природные территории и объекты.
Территориальные строительные нормы Московской области "Планировка и застройки городских и сельских поселений (ТСН ПЗП-99 МО)" определяют, что в составе рекреационных зон могут быть отдельно выделены зоны садово-дачной застройки, если их использование носит сезонный характер и по степени благоустройства и инженерного оборудования они не могут быть отнесены к жилым зонам.
Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары и другие озелененные территории общего пользования); на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (памятники природы, природные национальные парки, дендрологические парки, ботанические сады); землях, обладающих природными лечебными ресурсами; землях памятников истории и культуры, музеев, заповедников.
В зависимости от местоположения города и его величины рекреационные зоны могут составлять от 50 до 70% всех незастроенных пространств в пределах городской черты.
На территории рекреационных зон не допускается строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного, рекреационного и природоохранного назначения.
Рекреационные зоны городов необходимо формировать во взаимосвязи с пригородными зелеными зонами, землями сельскохозяйственного назначения, создавая взаимоувязанный природный комплекс города и пригородной зеленой зоны.
Рекреационные зоны расчленяют территорию средних и больших городов на планировочные части. При этом должна соблюдаться соразмерность застроенных частей города и открытых незастроенных пространств, обеспечиваться удобный доступ к рекреационным зонам.
В городах необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств.
Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застроенной территории городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилой зоны не менее 25%, включая суммарную площадь озелененной территории квартала.
В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон шириной более 1 км, показатель озелененности всей застроенной территории следует увеличивать не менее чем на 15%. В этот показатель входит озеленение производственных и санитарно-защитных зон.
Озелененные территории общего пользования, выделяемые в составе рекреационных зон города, размещаются во взаимосвязи преимущественно с жилыми и общественно-деловыми зонами города.
По функциональному содержанию парки могут быть многофункциональными и специализированными (этнографические, ботанические, дендропарки, зоопарки и др.). При размещении и проектировании специализированных парков, установлении регламентов их использования необходимо руководствоваться действующими строительными, природоохранными, санитарными и другими нормами.
Зоны массового кратковременного отдыха формируются как в черте городов, так и в пригородных зеленых зонах в пределах транспортной доступности не более 1,5 ч. Расчетная потребность в местах рекреации и номенклатура элементов системы ландшафтно-рекреационных территорий определяются величиной города и его народнохозяйственным профилем. Для укрупненных расходов следует принимать обеспеченность населения местами отдыха в пределах нормативной транспортной доступности: для сельских поселений и малых городов - 15 - 20%; для крупных и крупнейших городов - 25 - 40%. С учетом территориального развития городов на перспективу необходимо прогнозировать возможные изменения территориальных границ и элементов системы ландшафтно-рекреационных территорий, а также перераспределение функций объектов рекреации.
При выделении территорий для рекреационной деятельности необходимо учитывать допустимые нагрузки на природный комплекс с учетом типа ландшафта, его состояния.
Размеры территории зон отдыха следует принимать из расчета не менее 500 кв. м на одного посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 кв. м на одного посетителя. Площадь участка отдельной зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га.
В числе разрешенных видов строительства допускаются объекты, связанные непосредственно с рекреационной деятельностью (пансионаты, кемпинги, базы отдыха, пляжи, спортивные и игровые площадки и др.). Допускается размещать автостоянки, необходимые инженерные сооружения. При размещении объектов на берегах рек, водоемов необходимо предусматривать природоохранные меры.
Городские зоны отдыха формируются на базе озелененных территорий общего пользования, природных и искусственных водоемов, рек.
К лечебно-оздоровительным местностям относятся территории, обладающие природными лечебными ресурсами и пригодные для организации лечения и профилактики заболевания, а также отдыха населения. Эти территории должны иметь статус лечебно-оздоровительной местности федерального, регионального и местного значения.
Курорты и курортные зоны являются частью лечебно-оздоровительной местности и формируются на землях, обладающих природными лечебными факторами, наиболее благоприятными микроклиматическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями. На территории курортных зон следует размещать санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туризма, учреждения и предприятия обслуживания лечащихся и отдыхающих, курортные парки и другие озелененные территории общего пользования, пляжи.
Режим использования курортных зон определяется специальным законодательством, а также действующими строительными, санитарными и природоохранными нормами.
В составе рекреационных зон и пригородных зеленых зон городов Московской области необходимо выделять особо охраняемые ландшафты, природные территории и объекты. Категории особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения определяются Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
На местном уровне к особо охраняемым природным территориям следует относить территории, на которых находятся зеленые зоны городов, леса курортных и рекреационных зон (при наличии памятников, природных и лечебных ресурсов), городские леса, городские парки, охраняемые природные ландшафты, этнографические и усадебные парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, биологические станции, микрозаповедники и другие объекты.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Режим использования территорий этих округов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Границы лечебно-оздоровительной местности определяются границами округа санитарной (горно-санитарной) охраны и проходят по его внешнему контуру. До разработки и обоснования границ округа и их утверждения в установленном порядке границы лечебно-оздоровительной местности могут быть предварительно определены решением исполнительных органов государственной власти Московской области или органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство кладбищ на территориях: первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Использование территории места погребения разрешается по истечении 20 лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших создаются на специально выделенных участках. Стены скорби для захоронения урн с прахом умерших могут находиться в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления.
Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 6 апреля 2003 г. (СанПиН 2.1.1279-03).
Размещение скотомогильников регулируется Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. за N 13-7-2/469.
Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.
Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.
Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.
Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:
жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;
скотопрогонов и пастбищ - 200 м;
автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.
Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.
Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.
Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
На территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается: пасти скот, косить траву; брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы.
Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.
В исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения:
в биотермическую яму прошло не менее 2 лет;
в земляную яму - не менее 25 лет.
Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.
Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву.
В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель.
Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. N 115 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке схем зонирования территории городов МДС 30-1.99 разрешены по праву застройки виды использования: военные базы, городки, полигоны, аэродромы, иные объекты безопасности и космического обеспечения, образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные программы, предприятия, учреждения и организации федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспечению. Неосновные и сопутствующие виды использования - это жилые дома, общественные здания, сооружения, связанные с выращиванием овощей: парники, теплицы; хозяйственные постройки; гаражи, открытые стоянки. Условно разрешенные виды использования (требующие специального согласования): производственные здания, учреждения связи и иные коммуникации, превышающие установленные параметры, временные сооружения.
Другой комментарий к Ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации
В результате градостроительного зонирования могут быть установлены жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Аналогичные виды территориальных зон предусмотрены ст. 85 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). ЗК РФ и ГрК устанавливают примерный перечень видов разрешенного использования каждой из территориальных зон и объектов, которые можно размещать в соответствующих территориальных зонах. Так, например, согласно ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В соответствии с ЗК РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Согласно ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. В соответствии с ЗК РФ и ГрК земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма, а также физической культуры и спорта.
В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. В отличие от ЗК РФ, который только упоминает зоны специального назначения, ГрК раскрывает их состав: в них могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.