Новая редакция Ст. 23 ГрК РФ
1. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, такого муниципального округа или такого городского округа.
2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального округа, городского округа. подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа. в случаях, установленных законодательством субъектов российской федерации о градостроительной деятельности, внесение в генеральный план изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта.
3. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов);
4) карту функциональных зон.
4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
5. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана муниципального округа или генерального плана городского округа;
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов);
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
5.1. Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:
1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, муниципального округа, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, муниципального округа, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
8) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.
8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
1) границы поселения, муниципального округа, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
7) зоны с особыми условиями использования территорий;
8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8.1) границы лесничеств;
9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
9. Законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены следующие особенности содержания генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов:
1) генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа могут не содержать карту планируемого размещения объектов местного значения. В этом случае такая карта подлежит утверждению местной администрацией в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) генеральным планом поселения, генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа могут предусматриваться территории, в отношении которых функциональные зоны не устанавливаются;
3) положение о территориальном планировании вместо сведений о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, об их основных характеристиках, местоположении может содержать сведения о потребности в указанных объектах местного значения без указания их основных характеристик и местоположения;
4) подготовка генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, территориям поселения, муниципального округа, городского округа за границами населенных пунктов без последующего внесения в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального округа, городского округа.
Комментарий к Статье 23 ГрК РФ
1. Комментируемая статья раскрывает содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов.
Комментируемый Кодекс не дает определения генерального плана. В Градостроительном кодексе РФ 1998 г. давалось следующее определение: генеральный план - это градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Градостроительный кодекс РФ 1998 г. устанавливал, что генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.
Комментируемый Кодекс устанавливает, что при подготовке проекта генерального плана должны учитываться комплексные программы развития муниципальных образований, положения о территориальном планировании, содержащиеся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов, региональные и (или) местные нормативы градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также должны учитываться предложения заинтересованных лиц.
2. Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают, что подготовка генеральных планов поселений, городских округов осуществляется как ко всей территории поселений, городских округов в целом, так и может осуществляться к отдельным населенным пунктам, входящим в их состав, с последующим внесением в генеральный план изменений.
3. Часть 3 комментируемой статьи раскрывает содержание карт (схем) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, входящих в состав генерального плана. Перечень является открытым и может дополняться органами местного самоуправления поселения, органами местного самоуправления городского округа в соответствии с полномочиями указанных органов.
4. Части 4 - 6 комментируемой статьи устанавливают, что входит в состав генеральных планов. Текстовая часть содержит положение о территориальном планировании, где раскрываются цели, задачи, перечень мероприятий по территориальному планированию и последовательность их выполнения; графическая часть содержит соответствующие карты (схемы).
5. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает необходимость подготовки материалов по обоснованию проектов генеральных планов.
Для утверждения генеральных планов необходимо провести анализ состояния соответствующей территории, обозначить проблемы и направления ее комплексного развития, представить варианты решения задач территориального планирования, этапы реализации предложений по территориальному планированию, установить факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ч. 8 данной статьи).
В составе материалов представляются карты (схемы), на которых отображается информация о состоянии соответствующей территории, направлениях ее развития, об ограничениях, связанных с ее использованием, и предложения по территориальному планированию. Указанная информация и предложения отображаются на картах (схемах), установленных в ч. 10, 11 комментируемой статьи.
Другой комментарий к Ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Генеральные планы поселений являются традиционными инструментами градостроительного регулирования. Согласно ст. 35 ГрК 1998 г. генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Вместе с тем по сравнению с ГрК 1998 г. содержание генеральных планов значительно изменилось. Во-первых, в соответствии с проводимой реформой местного самоуправления в Российской Федерации под понятием городского или сельского поселения теперь понимается не населенный пункт, а муниципальное образование, границы которого могут не совпадать с границами населенных пунктов, также были выделены в качестве самостоятельного вида муниципального образования городские округа. Во-вторых, ГрК было признано, что документы территориального планирования, в том числе генеральные планы поселений и городских округов, не распространяют свое действие на физических и юридических лиц, не порождают у них юридических прав и обязанностей.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает открытый перечень объектов, размещение которых может предусматриваться генеральным планом поселения или городского округа. Указанные объекты капитального строительства, а также иные объекты предусмотрены в статьях 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в качестве вопросов местного значения соответственно поселения и городского округа. Решение указанных вопросов местного значения должно финансироваться за счет соответствующих местных бюджетов. Соответственно вопрос о размещении конкретных объектов капитального строительства также должен решаться органами местного самоуправления поселения и городского округа.
Генеральные планы поселения и городского округа являются примером функционального зонирования территории, однако, чтобы получить общеобязательное правовое воздействие на всех участников соответствующих общественных отношений, функциональное зонирование должно быть реализовано в правилах землепользования и застройки.