Перейти к основному содержанию

Статья 46 ГрК РФ. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа

Новая редакция Ст. 46 ГрК РФ

1. Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

1.1. Утратила силу с 1 января 2017 г.

2. Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), на официальном сайте муниципального округа (при наличии официального сайта муниципального округа) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

3. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

3.1. Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения, в орган местного самоуправления муниципального округа или в орган местного самоуправления городского округа.

4. Орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

5. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

5.1. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 43 и частью 22 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в случае, если проект планировки территории и проект межевания территории подготовлены в отношении:

1) утратил силу с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

2) территории в границах земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу для ведения садоводства или огородничества;

3) территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда.

5.2. В случае внесения изменений в указанные в части 5 настоящей статьи проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям.

6. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

7. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

8. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

9. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

10. Утратила силу с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

11. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее четырнадцати дней и более тридцати дней.

12. Утратила силу с 2 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ

13. Орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

13.1. Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

14. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

15. Утратила силу с 1 января 2017 г.

16. Подготовка документации по планировке межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.

17. Утратила силу с 1 июля 2017 г.

18. Утратила силу.

Комментарий к Статье 46 ГрК РФ

1. Статья 46 комментируемого Кодекса устанавливает особенности подготовки документации по планировке территории, которая разрабатывается на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что инициатива указанного решения может исходить либо от самих органов местного самоуправления, либо на основании предложений физических или юридических лиц.

Принятое решение подлежит опубликованию в порядке, установленном ч. 2 комментируемой статьи.

2. Часть 3 данной статьи предусматривает право физических и юридических лиц со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории представлять в соответствующий орган местного самоуправления свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании указанной документации.

3. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи документация по планировке территории проверяется соответствующим органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

По результатам проверки документация по планировке территории либо направляется главе поселения, главе городского округа, либо отклоняется и направляется на доработку.

4. Часть 5 комментируемой статьи вводит условие об обязательном рассмотрении на публичных слушаниях проектов планировки территории и проектов межевания территории, подготовленных в составе документации по планировке территории до их утверждения.

Порядок организации и проведения таких публичных слушаний определяется с учетом требований комментируемого Кодекса уставом муниципального образования или нормативными актами представительного органа муниципального образования.

Часть 11 комментируемой статьи устанавливает временные рамки проведения публичных слушаний. Данный срок не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

5. Согласно ч. 12 комментируемой статьи не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения или городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол указанных слушаний и заключение об их результатах.

По результатам рассмотрения указанных документов может быть принято решение либо об утверждении документации по планировке территории, либо об ее отклонении и направлении на доработку.

6. Часть 14 комментируемой статьи устанавливает необходимость опубликования утвержденной документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории).

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 2, 10 и 14 комментируемой статьи были внесены изменения. Данные изменения обязывают орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа при наличии официального сайта муниципального образования размещать информацию о решении о подготовке документации по планировке территории, о заключении о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и об утвержденной документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) в сети Интернет.

7. Утвержденная документация по планировке территории является основанием для изменения правил землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

8. Особенности подготовки документации по планировке межселенных территорий устанавливаются ч. 16 комментируемой статьи.

9. Часть 17 комментируемой статьи устанавливает упрощенный порядок подготовки градостроительного плана земельного участка в случае обращения в орган местного самоуправления физического или юридического лица с соответствующим заявлением.

Такой план предоставляется заявителю в течение 30 дней на безвозмездной основе, а его подготовка осуществляется с учетом требований, установленных ч. 18 комментируемой статьи.

Другой комментарий к Ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья установила ряд особенностей подготовки документации по планировке территории на основании генеральных планов поселений и городских округов по сравнению с подготовкой такой документации на основании иных документов территориального планирования.

В качестве первой особенности необходимо отметить, что документация по планировке территории, разрабатываемая на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, может готовиться по инициативе органов местного самоуправления поселения или городского округа, а также на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (ч. 1 комментируемой статьи). Такие предложения могут быть направлены как на инициирование самого процесса подготовки документации по планировке территории, так и касаться вопросов о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 комментируемой статьи).

Кроме того, в ряде случаев, документация по планировке территории разрабатывается только по инициативе физических или юридических лиц. Так, часть 3 статьи 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"*(73) предусматривает, что проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления.

Следующей особенностью подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основе решения органа местного самоуправления поселения или городского округа - это обязательное рассмотрения проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях (часть 5 комментируемой статьи).

Согласно части 6 комментируемой статьи порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений комментируемой статьи. Данные положения касаются установления круга граждан, с участием которых должны проводиться публичные слушания (часть 7), права таких граждан (части 8, 9), минимальный и максимальный срок проведения публичных слушаний (часть 11), обязательное опубликование заключения о результатах публичных слушаний в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (часть 10).

Кроме того, при установлении порядка проведения публичных слушаний органы местного самоуправления могут руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке Порядка участия граждан в обсуждении принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений МДС 15-1.99, одобренными Госстроем РФ от 10.06.1999, протокол N 01-НС-15/7 (в части, не противоречащей ГрК).

В качестве примера можно указать Закон г. Москвы от 03.03.2004 N 13 "Об основах градостроительства в городе Москве"*(74), Закон г. Москвы от 25.06.1997 N 28-51 "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве"*(75), распоряжение Мэра Москвы от 22.01.1998 N 54-РМ*(76). Указанные нормативные правовые акты определяют порядок участия граждан в обсуждении проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий.

Часть 13 комментируемой статьи устанавливает обязанность главы местной администрации принимать решение об утверждении или отклонении проектов планировки и проектов межевания территорий с учетом результатов публичных слушаний.

Еще одна особенность, связанная с подготовкой документации по планировке территории, разрабатываемой по решению органов местного самоуправления поселения или городского округа, закрепляется в части 15 комментируемой статьи - это право представительного органа местного самоуправления на основании документации по планировке территории вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Необходимо отметить, что указанные особенности характерны не только для подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основе решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, но и для подготовки документации по планировке территории на основе решения органа местного самоуправления муниципального района, в случае если документация разрабатывается на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий (часть 16 комментируемой статьи). Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно к межселенным территориям в случае планирования их застройки (часть 2 статьи 31 ГрК).

Части 17, 18 комментируемой статьи определяют порядок подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа. При этом предусматривается, что для подготовки градостроительного плана земельного участка как отдельного документа по заявлениям физических и юридических лиц, не требуется проведение процедур, связанных с подготовкой, обсуждением посредством публичных слушаний и утверждением документации по планировке территории, определенных частями 1-16 статьи 46. В таком случае подготовка градостроительного плана осуществляется органом местного самоуправления. Необходимо отметить, что круг физических и юридических лиц, которые могут обращаться с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, ограничен. Это могут быть правообладатели земельных участков или лица, в отношении которых принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

Вопрос подготовки градостроительного плана находится на стыке градостроительного и земельного законодательства. В связи с этим, часть 18 комментируемой статьи определила правила установления границ и размеров земельных участков. Границы и размер земельного участка определяются с учетом требований ГрК и земельного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Кроме того, необходимо иметь в виду, что границы и размеры земельных участков должны определяться с учетом ранее выданных правоустанавливающих или правоутверждающих документов на земельный участок или проекта границ земельного участка, прилагаемого к акту выбора земельного участка.