Перейти к основному содержанию

Статья 7 ГрК РФ. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности

Новая редакция Ст. 7 ГрК РФ

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

3.1) утверждение положения о региональном государственном строительном надзоре;

4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, муниципальных округов, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов;

7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов;

9) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

10) формирование и ведение региональных реестров незавершенных объектов капитального строительства.

Комментарий к Статье 7 ГрК РФ

Статья 7 комментируемого Кодекса содержит перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительства.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В статье 72 Конституции РФ определено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) установлены общие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

единство системы государственной власти;

разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности наделены в соответствии с комментируемой статьей следующими полномочиями:

1. Подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

1) объектов энергетических систем регионального значения;

2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации.

2. Утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

3. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

Под термином "норматив" понимается предельно допустимый показатель для данной отрасли, рассчитанный на средние условия, с учетом прогрессивных показателей передовых отраслевых практик.

Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии с Законом Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" региональные нормативы градостроительного проектирования Самарской области (региональные нормативы) - минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

Региональные нормативы подготавливаются с учетом технических регламентов и не могут им противоречить.

В состав региональных нормативов включаются следующие минимальные расчетные показатели:

1) общие расчетные показатели планировочной организации территорий муниципальных районов, городских округов и поселений:

нормативы определения потребности в селитебных территориях (в гектарах на одну тысячу человек);

нормативы распределения функциональных зон с отображением параметров планируемого развития (в процентах и в гектарах);

нормативы плотности населения территорий (человек на один гектар территории);

иные общие расчетные показатели планировочной организации территорий муниципальных районов, городских округов и поселений;

2) расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения:

нормативы жилищной обеспеченности (в квадратных метрах на одного человека);

нормативы общей площади территорий для размещения объектов жилой застройки (в гектарах);

нормативы распределения зон жилой застройки по видам жилой застройки (в процентах);

нормативы размера приквартирных земельных участков (в квадратных метрах);

нормативы распределения жилищного строительства по типам жилья (в процентах);

нормативы распределения жилищного строительства по этажности (в процентах);

нормативы соотношения общей площади жилых помещений и площади жилых помещений специализированного жилищного фонда (в процентах);

иные расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения;

3) расчетные показатели в сфере социального и коммунально-бытового обеспечения:

нормативы площади территорий для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (в гектарах);

нормативы обеспеченности объектами дошкольного, начального, общего и среднего образования (мест на одну тысячу человек);

нормативы обеспеченности объектами здравоохранения (мест на одну тысячу человек, коек на одну тысячу человек, посещений в смену);

нормативы обеспеченности объектами торговли и питания (квадратных метров торговой площади на одну тысячу человек, мест на одну тысячу человек);

нормативы обеспеченности объектами культуры (мест на одну тысячу человек);

нормативы обеспеченности культовыми зданиями (количество на одну тысячу человек);

нормативы обеспеченности объектами коммунально-бытового назначения (количество на одну тысячу человек);

иные расчетные показатели в сфере социального и коммунально-бытового обеспечения;

4) расчетные показатели в сфере обеспечения объектами рекреационного назначения:

нормативы обеспеченности объектами рекреационного назначения (в метрах квадратных на одного человека);

нормативы площади территорий для размещения объектов рекреационного назначения (в гектарах);

нормативы площади озеленения территорий объектов рекреационного назначения (в процентах);

иные расчетные показатели в сфере обеспечения объектами рекреационного назначения;

5) расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания: плотность сети линий общественного пассажирского транспорта (в километрах на квадратный километр территории поселения);

дальность пешеходных подходов до ближайших остановок общественного пассажирского транспорта (в метрах);

расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта (в метрах);

нормативы транспортной и пешеходной доступности объектов социального назначения (в метрах);

нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон, отделяющих автомобильные дороги от объектов жилой застройки (в процентах);

нормативы озеленения площади санитарно-защитных зон, отделяющих железнодорожные линии от объектов жилой застройки (в процентах);

нормативы обеспеченности объектами для хранения и обслуживания транспортных средств (машино-мест на одну тысячу человек);

иные расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания;

6) расчетные показатели в сфере инженерного оборудования:

нормативы обеспеченности объектами водоснабжения и водоотведения (в кубометрах на одного человека в год);

нормативы обеспеченности объектами теплоснабжения (в килокалориях на отопление одного квадратного метра площади в год);

нормативы обеспеченности объектами газоснабжения (в кубических метрах на одного человека в год);

нормативы обеспеченности объектами электроснабжения (в киловатт-часах на одного человека в год);

нормативы обеспеченности объектами санитарной очистки (в килограммах бытовых отходов на одного человека в год);

иные расчетные показатели в сфере инженерного оборудования;

7) расчетные показатели в сфере инженерной подготовки и защиты территорий:

нормативы по отводу поверхностных вод (в километрах дождевой канализации и открытых водоотводящих устройств на один квадратный километр территории поселения);

нормативы по защите территорий от затопления и подтопления (в метрах превышения бровки подсыпанной территории относительно уровня расчетного горизонта высоких вод);

иные расчетные показатели в сфере инженерной подготовки и защиты территорий.

При подготовке региональных нормативов учитываются предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования природных и иных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

При подготовке региональных нормативов для территории с преобладанием сложившейся жилой застройки должны предусматриваться:

упорядочение планировочной структуры и сети улиц;

совершенствование системы общественного обслуживания;

благоустройство и озеленение территории;

максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их капитальный ремонт, реставрация;

приспособление под современное использование памятников истории и культуры;

иные положения.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в установленном законодательством порядке осуществляет размещение государственного заказа на разработку проекта региональных нормативов.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в течение 30 дней со дня подготовки проекта региональных нормативов осуществляет его проверку на соответствие требованиям действующего законодательства и принимает решение об утверждении региональных нормативов или об отклонении проекта региональных нормативов и о направлении его на доработку.

Решение об утверждении региональных нормативов в течение семи дней после его принятия подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте Правительства Самарской области в сети Интернет.

Региональные нормативы в течение 30 дней со дня принятия решения об их утверждении направляются органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области градостроительной деятельности, главам муниципальных образований Самарской области.

До утверждения региональных нормативов органы местного самоуправления в Самарской области могут утверждать местные нормативы градостроительного проектирования. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Самарской области в соответствии с действующим законодательством.

Региональные нормативы должны быть приняты в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в силу Закона Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области".

4. Осуществление государственного надзора в случаях, предусмотренных Кодексом.

Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства (кроме объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов), если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Таким образом, ст. 7 комментируемого Кодекса содержит, в отличие от перечня полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности, который может быть расширен федеральными законами, закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

5. В развитие положений, закрепленных ст. 7 комментируемого Кодекса, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают соответствующие региональные законодательные акты. В качестве примера рассмотрим Закон Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области".

Данный Закон регулирует отношения в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области, полномочия по регулированию которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности осуществляют:

законодательный (представительный) орган государственной власти Самарской области - Самарская Губернская Дума;

высший исполнительный орган государственной власти Самарской области - Правительство Самарской области;

орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности на территории Самарской области (орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности);

орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора.

Самарская Губернская Дума:

принимает законы Самарской области в сфере градостроительной деятельности;

осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности, отнесенные к ее компетенции действующим законодательством.

Правительство Самарской области:

утверждает схему территориального планирования Самарской области, в том числе внесение изменений в такую схему;

утверждает план реализации схемы территориального планирования Самарской области с учетом положений ГрК РФ;

направляет проект схемы территориального планирования Самарской области на согласование в случаях и в порядке, которые установлены действующим законодательством;

принимает решение о создании согласительной комиссии в связи с согласованием проекта схемы территориального планирования Самарской области в случаях и в порядке, которые установлены действующим законодательством;

согласовывает проекты документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Самарской областью, и муниципальных образований Самарской области в случаях и в порядке, которые установлены действующим законодательством;

направляет проект схемы территориального планирования Российской Федерации в органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, применительно к территориям которых подготовлен проект схемы территориального планирования Российской Федерации;

осуществляет подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации;

выступает с инициативой о совместной подготовке документов территориального планирования;

утверждает документацию по планировке территории в случаях и в порядке, которые установлены действующим законодательством;

определяет порядок установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, повлекшего причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, в отношении объектов, указанных в ч. 3 ст. 62 ГрК РФ;

осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности, не отнесенные к компетенции иных органов государственной власти Самарской области, в соответствии с действующим законодательством.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности:

обеспечивает подготовку проекта схемы территориального планирования Самарской области, а также плана ее реализации;

обеспечивает опубликование проекта схемы территориального планирования Самарской области и схемы территориального планирования Самарской области в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, иной официальной информации, и размещение проекта схемы территориального планирования Самарской области и схемы территориального планирования Самарской области на официальном сайте Правительства Самарской области в сети Интернет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

направляет схему территориального планирования Самарской области в течение трех дней со дня ее утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и главам муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлена схема территориального планирования Самарской области;

обеспечивает согласование Правительством Самарской области проектов документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Самарской областью, и муниципальных образований Самарской области в соответствии с действующим законодательством;

обеспечивает подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации;

принимает решение о подготовке и обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Самарской области, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения;

осуществляет проверку подготовленной на основании его решения документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства, по результатам которой принимает решение о направлении такой документации в Правительство Самарской области на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку;

устанавливает состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Самарской области, документов территориального планирования муниципальных образований;

обеспечивает разработку и утверждает региональные нормативы градостроительного проектирования;

разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядок выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

в установленном законодательством порядке и в пределах своей компетенции выдает разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;

в установленном законодательством порядке и в пределах своей компетенции определяет использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;

оспаривает в судебном порядке решение об утверждении правил землепользования и застройки в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации, а также схеме территориального планирования Самарской области, утвержденной до утверждения правил землепользования и застройки;

оспаривает в судебном порядке документацию по планировке территории;

осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции действующим законодательством.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в установленном порядке осуществляет государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, кроме объектов, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом которых государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

Данный Закон Самарской области устанавливает: состав и порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования Самарской области; территориальное планирование в муниципальных образованиях Самарской области; порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории на основании решений органов исполнительной власти Самарской области; состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области; состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Другой комментарий к Ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленные в комментируемой статье, по сравнению с ГрК 1998 г. уменьшились. Вместе с тем, ряд полномочий субъектов Российской Федерации, не предусмотренные в ст. 7, содержатся в других статьях ГрК. К ним могут быть отнесены следующие полномочия:

- установление предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории при проведении публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений и городских округов (ч. 4 ст. 28).

- установление состава и порядка деятельности комиссии по разработке проекта правил землепользования и застройки (ч. 17 ст. 31).

- внесение предложений об изменении правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 33).

- определение использования земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты не распространяются (ч. 7 ст. 36).

- установление порядка подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 19 ст. 45).

- установление случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется (ч. 17 ст. 51);

- определение порядка выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (ч. 22 ст. 51).

Конкретную структуру и наименования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности определяют субъекты Российской Федерации самостоятельно.

Кроме того, Конституцией РФ и федеральным законодательством предусмотрена возможность делегирования полномочий Российской Федерации, в том числе в области градостроительной деятельности, субъектам РФ, а также полномочий субъектов РФ Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(5). Предусмотрено два варианта перераспределения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

1. Между Российской Федерацией и субъектом РФ может заключаться договор о разграничении полномочий. Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Президент Российской Федерации в течение десяти дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий. Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.

В данном случае переданные полномочия считаются собственными полномочиями получившего их соответствующего уровня публичной власти и осуществляются самостоятельно за счет соответствующего бюджета. Контроль за осуществлением переданных полномочий со стороны передавшего их уровня публичной власти не осуществляется.

2. Помимо договоров о разграничении полномочий могут заключаться соглашения о передачи осуществления части полномочий. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения. Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования в установленном порядке.

Порядок подготовки и согласования проектов соглашений, а также порядок утверждения соглашений Правительством РФ и порядок внесения в них изменений и (или) дополнений определен Правительством Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.08.2004 г. N 117*(6).