Перейти к основному содержанию

Статья 70 ГрК РФ. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей

Новая редакция Ст. 70 ГрК РФ

1. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством. При этом участие указанных лиц, не являющихся собственниками земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - правообладатель), в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет (при наличии письменного согласия собственника указанного земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества и (или) при наличии письменного согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности). В случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности и мероприятия по комплексному развитию территории не предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, письменное согласие исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, не требуется.

2. В границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, не могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не принадлежащие таким правообладателям, если иное не предусмотрено настоящей частью. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков. Порядок такого согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - договор). Содержание договора определяется в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.

4. Для заключения договора с правообладателями в порядке, предусмотренном настоящей статьей, принятие решения о комплексном развитии не требуется. При этом сведения, подлежащие включению в решение о комплексном развитии территории, подлежат включению в такой договор.

5. В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (далее в настоящей статье - соглашение).

6. Условиями соглашения являются:

1) сведения о границах территории (в том числе кадастровые номера земельных участков (при наличии), их площадь, местоположение, перечень расположенных на них объектов недвижимого имущества), в отношении которой предполагается осуществление комплексного развития территории по инициативе правообладателей;

2) обязательства сторон, возникающие в связи с реализацией мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей, в том числе по обеспечению подготовки и утверждению документации по планировке территории;

3) порядок и условия распределения между правообладателями расходов на осуществление мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей, включая подготовку документации по планировке территории, и доходов от реализации ими инвестиционных проектов в рамках комплексного развития территории по инициативе правообладателей;

4) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение соглашения;

5) обязательство сторон заключить с органом местного самоуправления договор о комплексном развитии территории.

7. В соглашении наряду с предусмотренными в части 6 настоящей статьи условиями могут быть предусмотрены иные условия, в том числе порядок и условия распределения между правообладателями расходов на строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

8. Заключение договора осуществляется без проведения торгов на право заключения договора в порядке, определенном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

9. Прекращение существования земельного участка, расположенного в границах территории, которая подлежит комплексному развитию и в отношении которой заключен договор, в связи с его разделом или возникновением у третьих лиц прав на земельные участки, образованные из такого земельного участка, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных договором.

10. Односторонний отказ от исполнения договора одной из сторон допускается в случаях, предусмотренных статьей 68 настоящего Кодекса, а также в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи.

11. В случае одностороннего отказа одного или нескольких правообладателей от договора (исполнения договора) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного таким правообладателям в аренду без проведения торгов в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, расторгается по требованию арендодателя в соответствии с земельным законодательством. Отчуждение объекта незавершенного строительства (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), расположенного на таком земельном участке, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

12. В случае одностороннего отказа одного или нескольких правообладателей от договора (исполнения договора) документация по планировке территории признается недействующей. При этом такие правообладатели обязаны возместить иным правообладателям расходы, понесенные ими на подготовку документации по планировке территории.

13. Правообладатель или правообладатели, заключившие договор с уполномоченным органом местного самоуправления, имеют право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) в случае, если местным бюджетом на текущий финансовый год и плановый период не предусмотрены расходные обязательства муниципального образования по архитектурно-строительному проектированию и по строительству предусмотренных договором объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

14. Положения частей 9 - 13 настоящей статьи распространяются на отношения, связанные с исполнением и прекращением договора о развитии территории нежилой застройки, заключенного с правообладателем (правообладателями) в соответствии с пунктами 2 и 3 части 7 статьи 66 настоящего Кодекса.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

29 декабря 2004 года

N 190-ФЗ

Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 70 Градостроительного кодекса РФ

Статья 70 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулирует процесс комплексного развития территории по инициативе правообладателей земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в границах комплексного развития территории. Эта статья содержит важные нормы и принципы, которые касаются организации, участников и условий комплексного развития территории на основе договоров между правообладателями и органами местного самоуправления.

Комплексное развитие территории может быть инициировано одним или несколькими правообладателями земельных участков и объектов недвижимости, которые находятся в пределах территории, предназначенной для развития. Это могут быть как частные лица, так и организации, включая тех, кому земельные участки в государственной или муниципальной собственности предоставлены в аренду или на безвозмездное пользование согласно земельному законодательству.

В границы территории, которая будет подвергнута комплексному развитию по инициативе правообладателей, не могут быть включены земельные участки и объекты недвижимости, не принадлежащие этим правообладателям, за исключением случаев, когда согласование с федеральными, региональными или муниципальными органами, уполномоченными на предоставление земельных участков, позволяет включить такие земельные участки в проект комплексного развития. Порядок такого согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Для реализации комплексного развития территории по инициативе правообладателей заключаются договоры о комплексном развитии территории между органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков и объектов недвижимости. Содержание этих договоров определяется в соответствии со статьей 68 Градостроительного кодекса, учитывая положения статьи 70.

Важно отметить, что для заключения договоров о комплексном развитии территории не требуется принятие решения о комплексном развитии. Информация, которая обычно включается в такое решение, может быть включена в сами договоры.

Если комплексное развитие территории инициируется несколькими правообладателями, они должны заключить соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по развитию. Соглашение определяет границы территории, обязательства сторон, включая подготовку документации по планировке территории, а также порядок распределения расходов и доходов от инвестиционных проектов.

Условия соглашения также могут включать порядок и условия распределения расходов на строительство коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Заключение договоров о комплексном развитии территории осуществляется без проведения торгов, и этот процесс регулируется нормативными актами субъектов Российской Федерации, учитывая требования данной статьи.

Прекращение существования земельных участков, на которых разрабатывается комплексное развитие территории, не влечет за собой прекращение прав и обязанностей, определенных в договорах. Это относится к случаям раздела земельных участков или возникновения прав третьих лиц на созданные из них участки.

Договоры о комплексном развитии территории могут быть расторгнуты одной из сторон в соответствии с условиями договора, а также в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом. В случае расторжения договора, арендодатель имеет право расторгнуть аренду земельного участка, предоставленного для строительства коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, согласно земельному законодательству. Распоряжение объектом недвижимости, который еще не завершен, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.