Перейти к основному содержанию

Статья 9 ГрК РФ. Общие положения о документах территориального планирования

Новая редакция Ст. 9 ГрК РФ

1. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

3. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

3.1. Наличие утвержденного документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или подготовка проекта данного документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, а также внесению изменений в утвержденные в соответствии с настоящим Кодексом документы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

3.2. Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в случае, если размещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, препятствует размещению объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации. До приведения документов территориального планирования субъекта Российской Федерации в соответствие с утвержденными документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации документы территориального планирования субъекта Российской Федерации не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, со дня утверждения.

3.3. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения.

4. Утратила силу с 31 июля 2020 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 254-ФЗ

4.1. При подготовке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения.

4.2. При подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов регионального значения.

5. Подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учетом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, национальных проектов, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).

5.1. Подготовка документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется на основании стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития макрорегионов, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, межгосударственных программ, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

5.2. Подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

6. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

7. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения, а в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 12, частями 5.1 и 5.2 статьи 16, частями 6.1 и 6.2 статьи 21, частью 7 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения.

8. Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

9. Доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

10. Схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, подлежат актуализации не реже одного раза в двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования подлежат актуализации не реже одного раза в десять лет.

10.1. В случае, если схемы территориального планирования, указанные в части 10 настоящей статьи, не актуализированы в сроки, предусмотренные частью 10 настоящей статьи, такие схемы применяются исключительно в целях определения сведений о видах, назначении, наименовании и местоположении существующих объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

11. Генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.

12. Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

13. Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

14. Внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов не осуществляется в случаях:

1) изменения местоположения существующих объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых расположены изымаемые земельные участки;

2) изменения местоположения планируемых для размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения муниципального района в границах тех же муниципальных образований, населенных пунктов, на территориях которых планировалось размещение таких объектов, а также в случае изменения наименований муниципального образования, населенного пункта, в том числе в связи с их преобразованием;

3) изменения наименований объектов федерального значения, регионального значения, местного значения муниципального района, если это не приводит к изменению их назначения, основных характеристик или местоположения.

Комментарий к Статье 9 ГрК РФ

1. Глава 3 комментируемого Кодекса раскрывает содержание территориального планирования, состав и содержание документов территориального планирования, порядок подготовки и утверждение схем территориального планирования, а также порядок их согласования и реализации. Также в данной главе рассматриваются вопросы государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и условия проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений и городских округов.

2. В статье 9 указывается назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования.

Градостроительный кодекс в п. 2 ст. 1 дает следующее определение территориальному планированию - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Комментируемая статья конкретизирует данное определение, указывая, что целями территориального планирования является обеспечение устойчивого развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов всех субъектов Российской Федерации.

Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

3. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дает определение благоприятной окружающей среды - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

4. Часть 2 комментируемой статьи определяет виды документов территориального планирования, а ч. 3 устанавливает обязательность данных документов при принятии решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Документы территориального планирования подразделяются по уровням: федеральному, уровню субъектов Российской Федерации и уровню муниципальных образований.

5. Часть 4 комментируемой статьи в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ" вводится в действие с 1 января 2006 г. После вступления данного пункта в силу при отсутствии документов территориального планирования будут недопустимы решения органов государственной власти и органов местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, за исключением случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах.

Другой комментарий к Ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Назначение территориального планирования заключается в комплексном развитии территорий с учетом различных факторов: социальных, экологических, экономических. Данные нормы позволяют рассматривать предмет регулирования градостроительного законодательства шире, чем регулятора общественных отношений в области строительства. Территориальное планирование направлено, прежде всего, на согласование вопросов размещения объектов капитального строительства между уровнями публичной власти: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями.

При этом территориальное планирование должно использоваться не только при размещении объектов капитального строительства, но и при изменении границ земель, находящихся в собственности публичных образований, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Следует учитывать, что территориальное планирование напрямую связано с механизмами землепользования и застройки посредством нормы ч. 4 ст. 9 ГрК, предусматривающей императивный запрет на ряд действий органов государственной власти и местного самоуправления при отсутствии документов территориального планирования соответствующего уровню органа, принимающего решение, предусмотренное в ч. 4 ст. 9 ГрК.

Механизм территориального планирования использовался и в ГрК 1998 г. через институт градостроительного планирования развития территорий (Главы VI и VII). Градостроительное планирование развитие территорий реализовывалось посредством разработки и утверждения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, консолидированных схем градостроительного планирования (федеральный уровень), территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей субъектов Российской Федерации (региональный уровень), территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов), генеральных планов городских и сельских поселений, проектов черты городских и сельских поселений, четы других муниципальных образований (муниципальный уровень).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. N 941 "О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования"*(8) утверждены Основные требования к разработке и согласованию консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования.

Данным нормативным правовым актом, в частности, предусматривается, что консолидированные схемы разрабатываются в соответствии с Генеральной схемой расселения на территории Российской Федерации для территорий двух и более субъектов Российской Федерации или частей их территорий в целях взаимного согласования интересов субъектов Российской Федерации и интересов Российской Федерации при осуществлении федеральной и региональной градостроительной деятельности. Консолидированные схемы служат основой для разработки градостроительной документации уровня субъекта Российской Федерации. Разработка консолидированных схем осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 9 ГрК документы территориального планирования являются обязательными только для органов государственной власти и местного самоуправления. Эта норма означает, что сами по себе документы территориального планирования, в том числе и генеральные планы городских округов и поселений, не порождают юридических обязательств для физических и юридических лиц. Решения органов государственной власти местного самоуправления, которые формализуются посредством принятия соответствующих документов территориального планирования, приобретают обязательную силу для физических и юридических лиц только после закрепления их в правилах землепользования и застройки.

До принятия ГрК судебная практика часто шла по пути признания за генеральными планами юридической силы нормативного правового акта, ограничивающего права и законные интересы физических и юридических лиц. Таким примером является Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2003 года по делу N А05-1759/03-70/16.*(9)

Индивидуальный предприниматель Ушаков Сергей Васильевич обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Котлас" (далее - КУИ МО "Котлас") предоставить заявителю в собственность земельный участок площадью 1497 кв.м, расположенный по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Фрунзе, дом 11.

Решением от 05.05.2003 отказ КУИ МО "Котлас" в предоставлении в собственность предпринимателю Ушакову С.В. земельного участка, необходимого для использования здания магазина, расположенного по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Фрунзе, дом 11, признан на основании статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации недействительным.

В кассационной жалобе КУИ МО "Котлас" просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права. Как следует из материалов дела, Ушаков Сергей Васильевич приобрел по договору купли-продажи от 12.11.2002 здание магазина, расположенного по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Фрунзе, дом 11, магазин N 16, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2002, регистрационный номер 29-01/08-19/2002-309.

Истец как собственник строения на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено данное здание. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы кодекса Ушаков С.В. обратился в КУИ МО "Котлас" с заявлением о приобретении права собственности на спорный земельный участок.

Письмом от 17.01.2003 N 01-77 ответчик отказал в приобретении земельного участка в собственность, указав, что в соответствии с проектом детальной планировки центральной части города существующее здание магазина N 16 не сохраняется и подлежит разборке. Суд признал отказ КУИ МО "Котлас" в предоставлении в собственность предпринимателю Ушакову С.В. земельного участка, необходимого для использования здания магазина, расположенного по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Фрунзе, дом 11, недействительным на основании статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

По мнению кассационной инстанции, данный вывод суда является ошибочным. Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" с даты вступления в силу названного закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом. В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.

Из материалов дела усматривается, что в отношении спорного участка действуют градостроительные ограничения, установленные генеральным планом города Котласа: спорный земельный участок предусмотрен под застройку жилыми многоэтажными домами. Таким образом, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" у истца отсутствует право на выкуп спорного земельного участка, в связи с чем отказ КУИ МО "Котлас" в приобретении земельного участка в собственность следует признать законным и обоснованным.