Новая редакция Ст. 11 ГрК РФ
1. Схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такие схемы, утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением схем территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства.
2. Схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства утверждаются Президентом Российской Федерации.
3. Утратила силу.
4. Проекты схем территориального планирования Российской Федерации до их утверждения подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 12 настоящего Кодекса.
5. Утратила силу.
6. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проектам схем территориального планирования Российской Федерации.
7. Утратила силу.
8. Утратила силу.
9. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, вправе оспорить схемы территориального планирования Российской Федерации в судебном порядке.
10. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации.
11. Внесение изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 12 настоящего Кодекса.
12. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
13. Состав, порядок подготовки, порядок согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации, включающих в себя карты планируемого размещения объектов обороны и безопасности, порядок внесения изменений в такие документы, особенности их опубликования устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обороны и законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Комментарий к Статье 11 ГрК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает, что утверждение схем территориального планирования находится в компетенции Правительства РФ.
Деятельность Правительства РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 30 января 2007 г.). В соответствии с ним Правительство РФ обладает следующими общими полномочиями:
организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.
Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
2. Если в схемы территориального планирования Российской Федерации включаются карты планируемого размещения объектов обороны и безопасности, они должны утверждаться в соответствии с законодательством в области обороны и законодательством о государственной тайне. Законодательство в указанных областях основывается на Конституции РФ, Федеральном законе от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 4 декабря 2006 г.), Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 22 августа 2004 г.) и иных нормативных правовых актах.
3. Подготовка проектов схем территориального планирования Российской Федерации должна осуществляться с учетом федеральных программ в различных областях развития Российской Федерации. К таким Программам можно отнести следующие нормативные правовые акты:
Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (в ред. от 30 декабря 2006 г.);
Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 "О Федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. от 24 августа 2002 г.);
Постановление Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 "О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (в ред. от 6 июня 2002 г.);
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы" (вместе с "Федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года") (в ред. от 7 июля 2006 г.);
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2001 г. N 581 "О Федеральной целевой программе "Юг России" (в ред. от 3 мая 2006 г.);
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 "О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" (в ред. от 22 июня 2006 г.);
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (в ред. от 3 апреля 2006 г.);
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы) ";
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 815 "О Федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)".
4. Если проекты схемы территориального планирования Российской Федерации содержат предложения, связанные с изменениями документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, такие проекты до их утверждения подлежат согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Максимальный срок согласования проектов схемы территориального планирования Российской Федерации - 3 месяца. В течение этого срока высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет проект схемы территориального планирования Российской Федерации в органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлен проект схемы территориального планирования Российской Федерации. Если в отведенные 3 месяца от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ сводного заключения не поступит, проект считается согласованным.
Органы местного самоуправления в течение 30 дней готовят заключение на представленный проект. Если в течение этого срока заключение не представлено, проект считается согласованным.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключений органов местного самоуправления осуществляет подготовку сводного заключения на проект схемы территориального планирования Российской Федерации.
В случае поступления от одного или нескольких субъектов Российской Федерации сводных заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования Российской Федерации, должна быть создана согласительная комиссия.
5. Согласно ч. 5 и 7 комментируемой статьи проекты схем и схемы территориального планирования Российской Федерации подлежат официальному опубликованию.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 28 июня 2005 г.) акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
Проекты схем территориального планирования Российской Федерации должны быть опубликованы не менее чем за три месяца до их утверждения.
Опубликованию, в частности, подлежат:
а) проекты положений о территориальном планировании, которые включают в себя цели и задачи территориального планирования, а также перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения;
б) проекты карт (схем), на которых отображена следующая информация:
границы субъектов Российской Федерации, границы закрытых административно-территориальных образований, границы особых экономических зон, границы муниципальных образований;
границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границы земель обороны и безопасности, а также планируемые границы таких земель;
границы территорий объектов культурного наследия;
границы зон с особыми условиями использования территорий;
границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в федеральной собственности, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
Утверждение схемы территориального планирования Российской Федерации также подлежит опубликованию. Комментируемая статья не устанавливает срок, в течение которого после утверждения опубликование должно быть осуществлено.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 5 и 7 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает размещать проекты схем территориального планирования Российской Федерации и схемы территориального планирования Российской Федерации на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети Интернет (адрес сайта - government.ru).
6. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает необходимость направления схем территориального планирования Российской Федерации в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены указанные схемы, в течение трех дней со дня их утверждения Правительством РФ.
7. Часть 9 комментируемой статьи закрепляет право заинтересованных лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), если они полагают, что их права и законные интересы в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации нарушаются или могут быть нарушены, оспаривать указанные схемы в суде.
8. По предложению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц в схемы территориального планирования Российской Федерации могут быть внесены изменения в порядке, установленном для подготовки и утверждения схем территориального планирования Российской Федерации.
9. Согласно ч. 12 комментируемой статьи Правительство РФ наделяется полномочиями определять состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования Российской Федерации, а также порядок внесения изменений в такие схемы.
Правительство РФ от 13 ноября 2006 г. Постановлением N 680 утвердило Положение о составе схем территориального планирования Российской Федерации.
В соответствии с ним схема территориального планирования Российской Федерации является документом территориального планирования, представляющим собой совокупность материалов в текстовой и графической форме, содержащих сведения, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 10 ГрК РФ.
Схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.
Схема территориального планирования может состоять из:
а) схемы территориального планирования в отношении одной из областей, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ;
б) схемы территориального планирования в отношении двух и более областей, указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ;
в) двух и более схем территориального планирования в отношении одной из областей, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ;
г) двух и более схем территориального планирования в отношении двух и более областей, указанных в ч. 1 ст. 10 ГрК РФ.
Документирование сведений, содержащихся в материалах, входящих в состав схемы территориального планирования, осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.
Обращение со сведениями, составляющими государственную тайну, при подготовке, согласовании, утверждении схемы территориального планирования, а также реализации мероприятий, входящих в ее состав, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
В целях разработки и утверждения схемы территориального планирования осуществляется подготовка в текстовой и графической форме материалов, предусмотренных ч. 8 ст. 10 ГрК РФ.
Разработка схемы территориального планирования и материалов, указанных в предыдущем абзаце, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для реализации мероприятий по территориальному планированию Российской Федерации, а также за счет средств внебюджетных источников.
В состав схемы территориального планирования входят следующие материалы:
положение о территориальном планировании, изложенное в текстовой форме;
карты (схемы), которые представлены в графической форме и могут быть дополнены текстовым описанием.
Положение о территориальном планировании состоит из 2 разделов:
раздел 1 включает в себя описание целей и задач территориального планирования применительно к конкретной схеме территориального планирования;
раздел 2 включает в себя перечни мероприятий по территориальному планированию, обеспечивающих устойчивое развитие территорий. В перечнях указываются наименование каждого мероприятия, его описание (содержание), последовательность выполнения мероприятия, срок его выполнения и исполнитель.
Графическая часть схемы территориального планирования может быть представлена в виде одной или нескольких карт (схем), одного или нескольких их фрагментов.
В зависимости от целей и задач, указанных в положении о территориальном планировании применительно к конкретной схеме территориального планирования, при подготовке карт (схем), их фрагментов могут быть использованы следующие масштабы:
масштаб 1:2500000 - для карт всей территории Российской Федерации;
масштабы 1:1000000, 1:500000 - для карт части территории Российской Федерации;
масштабы 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 - для фрагментов карт (схем).
При разработке схемы территориального планирования состав ее графической части и масштабы, подлежащие использованию при разработке карт (схем) и (или) их фрагментов, определяются при решении вопроса о подготовке указанной схемы, исходя из необходимости отображения границ функциональных зон и границ земельных участков, определенных ч. 6 ст. 10 ГрК РФ.
На картах (схемах) отображаются объекты капитального строительства федерального значения, установленные ч. 3 ст. 10 ГрК РФ.
Информационное наполнение карт (схем), входящих в состав схемы территориального планирования, должно отвечать требованиям нормативных документов, предъявляемым к картографическим материалам.
Входящие в состав схемы территориального планирования карты (схемы), отображаемые на электронных носителях, формируются на базе слоев цифровой картографической основы.
Другой комментарий к Ст. 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Федерального конституционного закона от 11.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"*(10).
Законодательство в области обороны представлено базовым законом в данной области: Федеральным законом от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне"*(11), который определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Законодательство о государственной тайне основано на Законе РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(12), который устанавливает, в частности, следующие виды сведений, составляющих государственную тайну:
1) сведения в военной области:
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Данным законом устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).
Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Проекты схем территориального планирования Российской Федерации подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации, иных официальных документов. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации установлен специальным федеральным законом*(13). Поскольку решение об утверждении схемы территориального планирования принимается Правительством Российской Федерации, проект соответствующей схемы необходимо публиковать в "Собрании законодательства Российской Федерации", которое является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Кроме того, Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"*(14) установлено, что акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
Таким образом, проекты схемы территориального планирования Российской Федерации могут быть официально опубликованы в нескольких источниках. Вместе с тем, более предпочтительным является опубликование их в "Российской газете" для обеспечения ознакомления с их положениями широкого круга заинтересованных лиц, поскольку в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи заинтересованные лица могут представить свои предложения.
Правообладателями земельных участков, которые согласно ч. 9 комментируемой статьи могут оспорить в судебном порядке проект схемы территориального планирования Российской Федерации, являются в соответствии с ЗК РФ:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
При том указанные лица должны доказать, что их права и законные интересы нарушены или могут быть нарушены в результате реализации проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.