Перейти к основному содержанию

Статья 5 ГрК РФ. Субъекты градостроительных отношений

Новая редакция Ст. 5 ГрК РФ

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Комментарий к Статье 5 ГрК РФ

Комментируемая статья определяет субъекты градостроительных отношений. К ним относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

В состав Российской Федерации входят 86 субъектов - республики, области, края, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ.

В настоящее время под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такое определение дает Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2005 г.). Необходимо иметь в виду, что в данный момент принят также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ с аналогичным названием. За исключением отдельных положений он начнет действовать с 1 января 2006 г. В этом Законе понятие муниципального образования дается следующим образом: муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вступают в градостроительные отношения через свои уполномоченные органы в пределах установленной компетенции.

В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Под физическими лицами следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2006 г.).

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Определив в ст. 4 ГрК объект и предмет регулирования данного Закона, отграничив действие его норм от действия норм других отраслей и институтов российского законодательства и права, законодатель определил в общем виде перечень субъектов градостроительных отношений, сделав его традиционным и аналогичным перечню, содержащемуся в других федеральных законах.

Предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи 5 РФ, ее субъекты и муниципальные образования выступают в градостроительных отношениях в двух качествах:

1) как регуляторы градостроительных, жилищных, иных гражданско-правовых, муниципальных, природоохранных, земельных, других природоресурсных и иных общественных отношений в соответствии с конституционным, муниципальным, административным, экологическим и иным правом и законодательством и в этих случаях их нормативные правовые акты носят властный, обязательный, нормативный, то есть государственно-правовой и (или) административный характер;

2) как заказчики, подрядчики градостроительной деятельности, собственники "градостроительного" имущества, находящегося в их пользовании, владении и распоряжении и в этих случаях они действуют на равных, правах с другими участниками градостроительной деятельности.

Во втором случае согласно ст. 126 ГК, ее субъекты и муниципальные образования отвечают по свои обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга. Особенности ответственности РФ и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Гражданско-правовой (имущественный) статус граждан (физических лиц) предусматривается в ст. 17-47 ГК, а юридических лиц и их различных видов - в ст. 48-123 ГК, а также в иных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Характеристики, структура, компетенция и взаимоотношения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований предусматриваются в Конституции РФ, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в иных федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов РФ, в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.

Государственные и муниципальные органы выступают от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ действуют в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, регламентами о своей деятельности и работе.

Президент РФ функционирует на основании Конституции РФ и издает нормативные правовые акты - указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Например, его указами от 18 декабря 1991 г. N 294 и от 30 ноября 1992 г. N 1487 учреждены особо ценные объекты культурного (национального) наследия народов Российской Федерации, от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, которыми регулируются отношения, относящиеся к градостроительной деятельности.

Правительство РФ действует на основании ст. 110-117 Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Публичные органы власти, которыми являются органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления, принимают в пределах их компетенции, предусмотренной в ст. 3 и 4 ГрК, нормативные правовые акты, которыми осуществляется регулирование градостроительных отношений (см. комментарии к указанным статьям).

Так, в РФ приняты и действуют регулирующие градостроительные отношения, принятые Федеральным Собранием РФ федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г N 68, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г N 116, "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. N 117, "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. (они демонстрируют действие основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренные в ст. 2 комментируемого Закона).

К ним примыкают федеральные законы "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г., "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. N 195, Об утверждении Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г., "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. N 3.

Выступая от имени РФ, определяя в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства, Президент РФ издает указы как нормативного, так и индивидуального характера, например, от 6 ноября 1993 г. и от 6 декабря 1995 г. N 1219 "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации".

Ввиду упорядочения законодательства о градостроительной деятельности, о культуре, о земле, о недвижимости и др., устранения многочисленных пробелов и противоречий в правовом регулировании различных, имеющих отношение к градостроительной деятельности сфер общественной жизни Президентом РФ принимается в последнее время меньше указов по этим аспектам общественных отношений.

Компетенцию России реализует и субъектом градостроительных отношений является Правительство РФ, которое их регулирует, например, в постановлении "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения" от 10 марта 2000 г. N 221.

Правотворческая деятельность Правительства РФ проявляется в постановлениях "Об утверждении Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" от 24 ноября 1998 г. N 1371, "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации" от 11 августа 1998 г. N 928, "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" N 777 (см. Федеральный государственный экологический контроль. Пособие для правоприменителей (Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. и др.).

От имении РФ и в пределах ее компетенции нормативные правовые акты в области регулирования градостроительной деятельности принимают федеральные министерства. Так, Минздравом России утверждены Санитарные правила проектирования промышленных предприятий. СН 245-71, Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья 1982 г., Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов 1983 г., Санитарные правила содержания территорий населенных мест 1988 г.

В интересах обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека Минздравом России (ныне Минздравсоцразвития России) утверждены Санитарные правила "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" 1995 г., Санитарные правила и нормы. "Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы" 1999 г. и "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" 2000 г. На федеральные службы и федеральные агентства возложены правоприменительные задачи, управление имуществом и оказание услуг населению.

В субъектах РФ их компетенция в области градостроительной деятельности проявляется, например, в законах г. Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы" от 9 декабря 1998 г., "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве" от 25 июня 1997 г., "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" от 21 октября 1998 г., "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" от 1 июля 1996 г., "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" от 9 июня 2004 г.

Субъекты РФ участвуют в регулировании градостроительных отношений и таким образом являются субъектами градостроительных отношений путем принятия законов, например, Московской области "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области" от 9 января 1997 г., Чувашской Республики "О градостроительстве" от 1 ноября 1999 г., Воронежской области "О регулировании градостроительных отношений в Воронежской области" от 23 января 1997 г., Градостроительном уставе Тюменской области от 24 марта 1999 г.

Указанные в комментируемой статье ГрК соответствующие органы - законодательные собрания субъектов градостроительных отношений (субъектов РФ) реализовали свою компетенцию в Градостроительных кодексах Ленинградской области от 7 июля 1998 г., Мурманской области от 29 января 1997 г., Республики Башкортостан от 7 июня 1999 г., Калининградской области от 15 октября 1999 г., Томской области от 23 октября 1998 г.

После принятия в декабре 2004 г. комментируемого ГрК субъекты РФ приводят свои законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие градостроительные отношения, в соответствие с требованиями ГрК и Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

В приведенных и иных законах субъектов РФ определяются полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (см. подробнее об этом комментарий к ст. 8 ГрК).

Например, в Градостроительном уставе Ханты-Мансийского автономного округа от 10 ноября 1997 г. предусматриваются полномочия представительных органов местного самоуправления по утверждению правил застройки и других нормативно-правовых актов в области регулирования градостроительства на территории муниципального образования, утверждению черты сельских поселений, контролю за соблюдением градостроительного законодательства, а исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают правила застройки города, ведут градостроительный городской кадастр и мониторинг, устанавливают и прекращают права на недвижимость, устанавливают правила и порядок содержания объектов градостроительства.