Перейти к основному содержанию

Статья 15 ГрК РФ. Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации

Новая редакция Ст. 15 ГрК РФ

1. Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

1.1. Подготовка проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования.

2. Утратила силу.

3. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации до ее утверждения подлежит обязательному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта схемы территориального планирования, и органами местного самоуправления муниципальных образований, применительно к территориям которых подготовлены предложения по территориальному планированию, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Кодекса.

4. Утратила силу.

5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

6. Утратила силу.

7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, вправе оспорить схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в судебном порядке.

8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.

9. Внесение изменений в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 16 настоящего Кодекса.

10. Состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 15 ГрК РФ

1. Комментируемая статья регулирует вопросы подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Схема территориального планирования субъекта РФ утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом может быть правительство субъекта РФ или администрация субъекта РФ, в зависимости от того, как данный высший исполнительный орган субъекта РФ обозначен в конституции или уставе субъекта РФ.

Так, например, в соответствии со ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республики Башкортостан" решение о подготовке схемы территориального планирования Республики Башкортостан принимается Правительством Республики Башкортостан. Государственным заказчиком по подготовке схемы территориального планирования Республики Башкортостан является республиканский орган исполнительной власти в области градостроительной деятельности.

Государственный заказчик осуществляет размещение государственного заказа Республики Башкортостан на подготовку схемы территориального планирования Республики Башкортостан в порядке, установленном федеральным законом.

Проект схемы территориального планирования подлежит обязательному согласованию:

1) если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель обороны и безопасности, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения или же вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках, - с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу, обеспечившими подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации в установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации;

3) с органами местного самоуправления муниципальных образований в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

Так, Постановлением Правительства Московской области от 13 октября 2005 г. N 739/41 была одобрена Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития. Приведем некоторые положения данного документа.

Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития разработана в соответствии с Законом Московской области "Об областной целевой программе "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".

Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития составляет градостроительную основу всех документов территориального планирования Московской области и обеспечивает согласованное развитие Московской области в целом и муниципальных образований Московской области.

Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения, определенные в данной схеме, могут уточняться в иных схемах территориального планирования Московской области. Также в иных схемах территориального планирования Московской области может дополнительно планироваться размещение объектов капитального строительства областного значения.

Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития состоит из положений о территориальном планировании и соответствующих карт (схем).

Положения о территориальном планировании включают:

1. Цели и задачи территориального планирования развития Московской области.

2. Мероприятия по территориальному планированию Московской области.

Перечень карт (схем) схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития включает:

1. План современного использования территории (опорный план).

2. Генеральный (проектный) план.

3. Схему первоочередных пространственных преобразований.

4. Схему зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения - территорий концентрации градостроительной активности.

5. Схему историко-культурного каркаса.

6. Схему планируемых особо охраняемых природных территорий - природно-исторических территорий (ландшафтов).

7. Схему планируемых особо охраняемых природных территорий - природных экологических территорий (природного экологического каркаса).

8. Схему планируемого развития транспортной инфраструктуры.

9. Схему планируемого развития системообразующих инженерных коммуникаций и сооружений.

10. Схему территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.

11. Схему границ муниципальных образований.

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития включают:

1. Отчеты муниципальных образований по подготовке исходных материалов для разработки Генерального плана развития Московской области на период до 2020 г.

2. Отчеты муниципальных образований по подготовке исходных материалов для разработки территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Московской области.

3. Сводный отчет по материалам муниципальных образований.

4. Материалы министерств и ведомств Московской области.

5. Научно-технические отчеты по мероприятиям областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года":

исторический обзор развития структуры поселенческого каркаса Московской области;

исторические этапы формирования структуры административно-территориального устройства России и Московской области;

анализ сложившейся административно-территориальной организации Московской области;

анализ социально-экономического развития при реализации Генерального плана развития Москвы и Московской области на период до 2010 г. (основные положения которого одобрены Постановлением Главы Администрации Московской области от 24 ноября 1992 г. N 64/29);

территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Московской области;

социально-экономическая база развития Московской области;

анализ современного состояния и прогноз развития расселения Московской области на период до 2020 г.;

оценка природно-ресурсного потенциала территории Московской области;

градостроительная проработка программ развития отраслей экономики Московской области;

эколого-градостроительный каркас Московской области;

схема развития туризма и рекреации на территории Московской области;

схема развития автомобильных дорог за пределами Московского малого кольца до границы Московской области;

оценка состояния автомобильного транспорта Московской области с выделением зоны от Московского малого кольца до границы Московской области;

комплексная транспортная схема Московской области;

схема развития Московского железнодорожного узла;

схема развития Московского авиационного узла;

схема тепло- и энергоснабжения Московской области;

исследование современного состояния и разработка прогноза развития систем теплоснабжения Московской области;

генеральная схема газификации Московской области;

схема развития дождевой канализации в Московской области;

схема водоснабжения в Московской области;

оценка обеспеченности населения и экономики Московской области ресурсами подземных вод питьевого качества;

схема развития бытовой канализации в Московской области;

схема развития телекоммуникаций в Московской области;

основные направления развития телекоммуникаций в Московской области на период до 2020 г.;

программы взаимоувязанного развития районов центральной части Московской области и г. Москвы;

разработка сводных материалов по градостроительному развитию территорий первого пояса административных районов Московской области в увязке с городом Москвой;

методика оценки ресурсного потенциала территории Московской области;

методика оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Московской области;

методика определения основных направлений и критериев социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период;

методические положения определения долгосрочной перспективы развития реального сектора экономики Московской области;

экономическое обоснование территориально-пространственного развития Московской области;

анализ современного состояния территориально-пространственного развития Московской области;

региональное экологическое нормирование загрязнений на территории Московской области;

проект планировки пригородной зеленой зоны городов Московской области и г. Москвы в границах 1-го пояса административных районов Московской области.

6. Градостроительные проработки и концепции по устойчивым системам расселения Московской области.

При разработке схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития использованы материалы государственных программ социально-экономического развития Московской области.

2. Проект схемы и схема территориального планирования субъекта РФ подлежат официальному опубликованию. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно. Например, Законом г. Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" (в ред. от 13 декабря 2006 г.) установлено, что законы г. Москвы и постановления Московской городской Думы подлежат опубликованию в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы", а законы г. Москвы, кроме того, - в официальных изданиях Правительства Москвы. Статусом официального издания могут наделяться и другие издания, публикующие законы г. Москвы и постановления Московской городской Думы, в порядке, установленном законом г. Москвы.

Обязательному опубликованию подлежат следующие части схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации:

цели и задачи территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения;

границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;

границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;

границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

границы территорий объектов культурного наследия;

границы зон с особыми условиями использования территорий;

границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 4 и 6 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает размещать проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и схему территориального планирования субъекта Российской Федерации на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети Интернет.

3. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет право заинтересованных лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), если они полагают, что их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, оспорить данные схемы в суде.

4. По предложению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц в схему территориального планирования субъектов РФ могут быть внесены изменения.

5. Изменения в схему территориального планирования субъектов РФ должны вноситься в том же порядке, который предусмотрен для подготовки и утверждения указанной схемы.

6. Часть 10 комментируемой статьи определяет, что состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются законами субъектов РФ с соблюдением требований, предусмотренных комментируемым Кодексом.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республики Башкортостан" внесение изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан осуществляется по предложениям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, заинтересованных физических или юридических лиц.

Предложения по внесению изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан направляются в республиканский орган исполнительной власти в области градостроительной деятельности.

Республиканский орган исполнительной власти в области градостроительной деятельности в течение 30 дней со дня получения предложений о внесении изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан дает заключение по проекту изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан и направляет его в Правительство Республики Башкортостан. Изменения в схему территориального планирования Республики Башкортостан утверждаются Правительством Республики Башкортостан.

Внесение изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и ч. 3 - 8 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 6 Закона Республики Башкортостан "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан".

Другой комментарий к Ст. 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит порядок разработки, согласования и утверждения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации. Данный порядок аналогичен установленному для разработки и утверждения проектов схем территориального планирования федерального уровня.

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется каждым из субъектов Российской Федерации самостоятельно.