Перейти к основному содержанию

Статья 15 ГрК РФ. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации

Новая редакция Ст. 15 ГрК РФ

1. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части их соответствия положениям утвержденных документов территориального планирования Российской Федерации, в том числе в части учета планируемого размещения объектов федерального значения. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории, в отношении которой подготовлен такой проект, находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, а также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в части возможного негативного воздействия планируемых для размещения объектов регионального значения на особо охраняемые природные территории федерального значения в случае, если на территории этого субъекта Российской Федерации находятся особо охраняемые природные территории федерального значения, а также в случае, если планируемые для размещения объекты регионального значения могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности.

2. Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с субъектом Российской Федерации, обеспечившим подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации при установлении на их территориях зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2.1. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющего общую границу с субъектами Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен указанный проект, в целях соблюдения интересов такого субъекта Российской Федерации при установлении на его территории зон с особыми условиями использования территорий в связи с планируемым размещением объектов регионального значения, а также при размещении объектов регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории этого субъекта Российской Федерации. Предусмотренное настоящей частью согласование проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации не требуется между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен этот проект.

3. Проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежат согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов регионального значения или на окружающую среду на территориях которых могут оказать негативное воздействие планируемые для размещения объекты регионального значения, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в части возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, возможного негативного воздействия таких объектов на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

4. Иные вопросы, кроме указанных в частях 1-3 настоящей статьи вопросов, не могут подлежать согласованию в связи с подготовкой проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

5. Срок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления.

6. Заключения на проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, направленные органами, указанными в частях 1-3 настоящей статьи, могут содержать положение о согласии с такими проектами или несогласии с такими проектами с обоснованием принятого решения.

7. После истечения срока, указанного в части 5 настоящей статьи и установленного для согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, подготовка заключений на проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или на проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не осуществляется, проект соответствующей схемы территориального планирования считается согласованным с органами, предусмотренными частями 1 - 3 настоящей статьи.

8. В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или с проектом схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с обоснованием принятого решения, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования соответственно проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

9. По результатам работы согласительная комиссия представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае подготовки схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о подготовке проекта такой схемы:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документ о согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и подготовленные для утверждения соответственно проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации с внесенными в него изменениями, проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или из проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей карте в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования указанных в пункте 1 настоящей части вопросов после утверждения схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

11. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применительно к территориям или частям территорий которых подготовлен проект схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, вправе принять решение об утверждении указанной схемы или об отклонении проекта указанной схемы и о направлении его на доработку, а в случае, предусмотренном частью 13 статьи 63 настоящего Кодекса, направить проект указанной схемы для утверждения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 13 статьи 63 настоящего Кодекса, либо на доработку. На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об утверждении схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации или об отклонении проекта указанной схемы и о направлении его на доработку.

12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации или проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 15 ГрК РФ

1. Комментируемая статья регулирует вопросы подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Схема территориального планирования субъекта РФ утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким органом может быть правительство субъекта РФ или администрация субъекта РФ, в зависимости от того, как данный высший исполнительный орган субъекта РФ обозначен в конституции или уставе субъекта РФ.

Так, например, в соответствии со ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республики Башкортостан" решение о подготовке схемы территориального планирования Республики Башкортостан принимается Правительством Республики Башкортостан. Государственным заказчиком по подготовке схемы территориального планирования Республики Башкортостан является республиканский орган исполнительной власти в области градостроительной деятельности.

Государственный заказчик осуществляет размещение государственного заказа Республики Башкортостан на подготовку схемы территориального планирования Республики Башкортостан в порядке, установленном федеральным законом.

Проект схемы территориального планирования подлежит обязательному согласованию:

1) если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель обороны и безопасности, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения или же вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках, - с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющих общую границу, обеспечившими подготовку проекта такой схемы, в целях соблюдения интересов указанных субъектов Российской Федерации в установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях указанных субъектов Российской Федерации;

3) с органами местного самоуправления муниципальных образований в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований положений о территориальном планировании. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях муниципальных образований.

Так, Постановлением Правительства Московской области от 13 октября 2005 г. N 739/41 была одобрена Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития. Приведем некоторые положения данного документа.

Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития разработана в соответствии с Законом Московской области "Об областной целевой программе "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".

Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития составляет градостроительную основу всех документов территориального планирования Московской области и обеспечивает согласованное развитие Московской области в целом и муниципальных образований Московской области.

Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения, определенные в данной схеме, могут уточняться в иных схемах территориального планирования Московской области. Также в иных схемах территориального планирования Московской области может дополнительно планироваться размещение объектов капитального строительства областного значения.

Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития состоит из положений о территориальном планировании и соответствующих карт (схем).

Положения о территориальном планировании включают:

1. Цели и задачи территориального планирования развития Московской области.

2. Мероприятия по территориальному планированию Московской области.

Перечень карт (схем) схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития включает:

1. План современного использования территории (опорный план).

2. Генеральный (проектный) план.

3. Схему первоочередных пространственных преобразований.

4. Схему зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения - территорий концентрации градостроительной активности.

5. Схему историко-культурного каркаса.

6. Схему планируемых особо охраняемых природных территорий - природно-исторических территорий (ландшафтов).

7. Схему планируемых особо охраняемых природных территорий - природных экологических территорий (природного экологического каркаса).

8. Схему планируемого развития транспортной инфраструктуры.

9. Схему планируемого развития системообразующих инженерных коммуникаций и сооружений.

10. Схему территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.

11. Схему границ муниципальных образований.

Материалы по обоснованию проекта схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития включают:

1. Отчеты муниципальных образований по подготовке исходных материалов для разработки Генерального плана развития Московской области на период до 2020 г.

2. Отчеты муниципальных образований по подготовке исходных материалов для разработки территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Московской области.

3. Сводный отчет по материалам муниципальных образований.

4. Материалы министерств и ведомств Московской области.

5. Научно-технические отчеты по мероприятиям областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года":

исторический обзор развития структуры поселенческого каркаса Московской области;

исторические этапы формирования структуры административно-территориального устройства России и Московской области;

анализ сложившейся административно-территориальной организации Московской области;

анализ социально-экономического развития при реализации Генерального плана развития Москвы и Московской области на период до 2010 г. (основные положения которого одобрены Постановлением Главы Администрации Московской области от 24 ноября 1992 г. N 64/29);

территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории Московской области;

социально-экономическая база развития Московской области;

анализ современного состояния и прогноз развития расселения Московской области на период до 2020 г.;

оценка природно-ресурсного потенциала территории Московской области;

градостроительная проработка программ развития отраслей экономики Московской области;

эколого-градостроительный каркас Московской области;

схема развития туризма и рекреации на территории Московской области;

схема развития автомобильных дорог за пределами Московского малого кольца до границы Московской области;

оценка состояния автомобильного транспорта Московской области с выделением зоны от Московского малого кольца до границы Московской области;

комплексная транспортная схема Московской области;

схема развития Московского железнодорожного узла;

схема развития Московского авиационного узла;

схема тепло- и энергоснабжения Московской области;

исследование современного состояния и разработка прогноза развития систем теплоснабжения Московской области;

генеральная схема газификации Московской области;

схема развития дождевой канализации в Московской области;

схема водоснабжения в Московской области;

оценка обеспеченности населения и экономики Московской области ресурсами подземных вод питьевого качества;

схема развития бытовой канализации в Московской области;

схема развития телекоммуникаций в Московской области;

основные направления развития телекоммуникаций в Московской области на период до 2020 г.;

программы взаимоувязанного развития районов центральной части Московской области и г. Москвы;

разработка сводных материалов по градостроительному развитию территорий первого пояса административных районов Московской области в увязке с городом Москвой;

методика оценки ресурсного потенциала территории Московской области;

методика оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Московской области;

методика определения основных направлений и критериев социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период;

методические положения определения долгосрочной перспективы развития реального сектора экономики Московской области;

экономическое обоснование территориально-пространственного развития Московской области;

анализ современного состояния территориально-пространственного развития Московской области;

региональное экологическое нормирование загрязнений на территории Московской области;

проект планировки пригородной зеленой зоны городов Московской области и г. Москвы в границах 1-го пояса административных районов Московской области.

6. Градостроительные проработки и концепции по устойчивым системам расселения Московской области.

При разработке схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития использованы материалы государственных программ социально-экономического развития Московской области.

2. Проект схемы и схема территориального планирования субъекта РФ подлежат официальному опубликованию. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливается каждым субъектом РФ самостоятельно. Например, Законом г. Москвы от 14 декабря 2001 г. N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" (в ред. от 13 декабря 2006 г.) установлено, что законы г. Москвы и постановления Московской городской Думы подлежат опубликованию в официальном издании Московской городской Думы "Ведомости Московской городской Думы", а законы г. Москвы, кроме того, - в официальных изданиях Правительства Москвы. Статусом официального издания могут наделяться и другие издания, публикующие законы г. Москвы и постановления Московской городской Думы, в порядке, установленном законом г. Москвы.

Обязательному опубликованию подлежат следующие части схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации:

цели и задачи территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения;

границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;

границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности;

границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

границы территорий объектов культурного наследия;

границы зон с особыми условиями использования территорий;

границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 4 и 6 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает размещать проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и схему территориального планирования субъекта Российской Федерации на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети Интернет.

3. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет право заинтересованных лиц (правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства), если они полагают, что их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схем территориального планирования Российской Федерации, оспорить данные схемы в суде.

4. По предложению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц в схему территориального планирования субъектов РФ могут быть внесены изменения.

5. Изменения в схему территориального планирования субъектов РФ должны вноситься в том же порядке, который предусмотрен для подготовки и утверждения указанной схемы.

6. Часть 10 комментируемой статьи определяет, что состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования субъектов РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы устанавливаются законами субъектов РФ с соблюдением требований, предусмотренных комментируемым Кодексом.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2006 г. N 341-з "О регулировании градостроительной деятельности в Республики Башкортостан" внесение изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан осуществляется по предложениям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, заинтересованных физических или юридических лиц.

Предложения по внесению изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан направляются в республиканский орган исполнительной власти в области градостроительной деятельности.

Республиканский орган исполнительной власти в области градостроительной деятельности в течение 30 дней со дня получения предложений о внесении изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан дает заключение по проекту изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан и направляет его в Правительство Республики Башкортостан. Изменения в схему территориального планирования Республики Башкортостан утверждаются Правительством Республики Башкортостан.

Внесение изменений в схему территориального планирования Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и ч. 3 - 8 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 6 Закона Республики Башкортостан "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан".

Другой комментарий к Ст. 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья содержит порядок разработки, согласования и утверждения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации. Данный порядок аналогичен установленному для разработки и утверждения проектов схем территориального планирования федерального уровня.

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется каждым из субъектов Российской Федерации самостоятельно.