Перейти к основному содержанию

Статья 49 ГрК РФ. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной зоне РФ

Новая редакция Ст. 49 ГрК РФ. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома;

2) дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) утратил силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

2.1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в пунктах 2 - 6 части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон трубопроводов, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

2.2. В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.

3.1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.

3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.

3.3. Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:

1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части.

3.4. Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов:

1) объекты, указанные в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса;

2) объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;

3) объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта);

4) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;

5) объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов;

6) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

3.5. Утратила силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

3.6. Утратила силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

3.7. Утратила силу с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

3.8. Экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3.9. Оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, а также оценка соответствия изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, требованиям технических регламентов по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, которые подтверждают соответствие указанным в настоящей части требованиям изменений, внесенных в проектную документацию, результаты инженерных изысканий.

3.10. В случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию в целях получения застройщиком или техническим заказчиком указанного в пункте 9 части 3 статьи 55 настоящего Кодекса заключения выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи. При этом дополнительное направление проектной документации на проведение экспертизы проектной документации не требуется.

3.11. Порядок предусмотренного частями 3.9 и 3.10 настоящей статьи экспертного сопровождения, выдачи заключения экспертизы проектной документации, а также порядок подтверждения в ходе экспертного сопровождения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, определены иные федеральные органы исполнительной власти.

4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

4.3. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса.

4.4. Органы исполнительной власти, а также подведомственные им учреждения, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", которые указаны в частях 4 - 4.2 настоящей статьи, не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) выполнении инженерных изысканий.

4.5. Юридические лица, указанные в части 4.3 настоящей статьи, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.

4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

4.7. Физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.

4.8. Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

5. Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:

1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;

2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации указанным в пункте 1 настоящей части требованиям.

5.1. При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием типовой проектной документации, а также в случае предоставления предусмотренного частью 15.5 статьи 48 настоящего Кодекса согласования отдельных разделов проектной документации оценка разделов проектной документации, в которые не вносились изменения, на предмет соответствия этих разделов требованиям, указанным в пункте 1 части 5 настоящей статьи, не проводится.

5.2. При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, при проведении экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которые были внесены указанные изменения, или при подтверждении соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, предусмотренным частями 3.8 и 3.9 настоящей статьи, проводится оценка соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и примененным в соответствии с настоящей частью при первоначальном проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, по результатам которых было получено положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

5.3. Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в электронной форме, в том числе в форме информационной модели, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

5.4. Орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, обеспечивает неразглашение проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна этому органу исполнительной власти или этой организации в связи с проведением экспертизы, за исключением случаев, если указанная информация подлежит включению в государственные информационные системы или направлению в уполномоченные органы, организации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

5.5. В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в рамках которой проведена оценка соответствия проектной документации в объеме, предусмотренном пунктом 1 части 5 настоящей статьи, необходимо проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, проводится дополнительная государственная экспертиза проектной документации в объеме, предусмотренном пунктом 2 части 5 настоящей статьи (при условии, что в проектную документацию не вносились изменения).

5.6. При проведении государственной экспертизы проектной документации многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в целях финансирования публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или фондом субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии со статьей 21.1 указанного Федерального закона, мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости оценка соответствия такой проектной документации требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи, не осуществляется в случае, если в отношении такой проектной документации ранее было получено заключение экспертизы проектной документации и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации. В этом случае предметом государственной экспертизы проектной документации является проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, предусмотренная пунктом 2 части 5 настоящей статьи.

6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, проектной документации автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше, проектной документации объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, искусственных земельных участков на водных объектах, проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

6.1. Утратила силу с 1 сентября 2023 г. - Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 305-ФЗ

6.2. Утратила силу с 1 сентября 2023 г. - Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 305-ФЗ

6.3. Утратила силу с 1 сентября 2023 г. - Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 305-ФЗ

6.4. Правительство Российской Федерации вправе установить порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, указанных в части 6 настоящей статьи, по принципу "одного окна", в соответствии с которым проведение указанных экспертиз осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя.

7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать сорок два рабочих дня. Указанный срок может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика не более чем на двадцать рабочих дней, а в случаях и в порядке, определенных Правительством Российской Федерации, по заявлению указанных лиц еще не более чем на тридцать рабочих дней.

7.1. Не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.

8. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются:

1) отсутствие в составе проектной документации разделов, которые подлежат включению в состав такой документации в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;

2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса;

3) отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления на экспертизу проектной документации);

4) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса;

5) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

6) направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи;

7) направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в орган исполнительной власти, государственное учреждение, если в соответствии с настоящим Кодексом проведение государственной экспертизы таких проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется иным органом исполнительной власти, иным государственным учреждением;

8) утратил силу с 1 апреля 2012 г.

9. Результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение:

1) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи);

2) о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.

10. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе в случае внесения изменений в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.

13. Решение экспертной комиссии, указанной в части 12 настоящей статьи, о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.

Комментарий к Статье 49 ГрК РФ

1. Комментируемая статья вводится в действие с 1 января 2006 г. за исключением ч. 6, которая вводится в действие с 1 января 2007 г.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных комментируемой статьей.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в комментируемую статью были внесены изменения. Данная статья в настоящее время распространяется не только на государственную экспертизу проектной документации, но и также на государственную экспертизу результатов инженерных изысканий. Соответствующие изменения были внесены в название данной статьи (ч. 1, 4, 5, 7 - 11).

2. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают случаи, когда государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства не проводится. Государственная экспертиза не проводится, если для строительства не требуется выдача разрешения. В соответствии с ч. 17 ст. 51 комментируемого Кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

3. Комментируемая статья была дополнена ч. 3.1 и 3.2 (Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации"), где установлено, в каких случаях государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится и когда результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу.

4. Части 4 - 7 комментируемой статьи 49 ГрК РФ содержат нормы, определяющие орган, который может проводить государственную экспертизу, предмет государственной экспертизы проектной документации, максимальный срок ее проведения, а также предусматривает невозможность проведения иных экспертиз, кроме установленных комментируемой статьей.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286 (в ред. от 19 марта 2005 г.) утверждено Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которым установлено, что Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в ред. от 3 июня 2006 г.) в ч. 4 ст. 49 были внесены изменения и дополнения. В настоящее время государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий может проводиться как федеральным органом исполнительной власти, так и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 была изложена в новой редакции, а также статья была дополнена новыми частями 4.1 и 4.2.

Часть 4.1 устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства или подведомственного ему государственного учреждения в области государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных объектов, а также в области государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации. Исключение из общего правила содержится в п. 1 ст. 4.2 Федерального закона "О введении в действие ГрК РФ", которым установлено, что Российская Федерация передает в порядке, установленном статьей 6.1 ГрК РФ, органам государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2011 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в части 2 статьи 48.1 ГрК РФ и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов.

Особые случаи, когда государственную экспертизу указанной документации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, могут устанавливаться указом Президента РФ в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства РФ в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.

Часть 6 была дополнена словами, допускающими проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.

5. Часть 8 устанавливает основания для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу.

6. Части 9 и 10 комментируемой статьи содержат положения относительно заключения государственной экспертизы, а также устанавливают право застройщика или заказчика оспорить отрицательное заключение в судебном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 60 комментируемого Кодекса, если государственная экспертиза дала положительное заключение проектной документации, а впоследствии был причинен вред жизни или здоровью физического лица, имуществу физического или юридического лица, то Российская Федерация несет субсидиарную ответственность за указанный вред.

7. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает, что порядок организации и проведения государственной экспертизы, порядок и размер платы за ее проведение относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации". Данным Постановлением было утверждено Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации. Положением установлено, что градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений, за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения.

Предпроектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации.

По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).

При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выданным органами государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями.

Градостроительная, предпроектная и проектная документация, разработанная в соответствии с указанными исходными данными, техническими условиями и требованиями, дополнительному согласованию с органами и организациями, их выдавшими, не подлежит, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

На федеральном уровне государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится:

Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;

Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы;

федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы в соответствии с положениями о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

На уровне субъектов Российской Федерации государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов специализированной экспертизы.

Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации, определяется нормативно-техническими требованиями на ее разработку.

Во втором разделе данного Положения установлено разграничение полномочий по проведению государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.

29 октября 1993 г. Постановлением Госстроя России N 18-41 был утвержден Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации.

Основной проектной стадией, подлежащей государственной экспертизе, является технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО строительства, как правило, проводятся торги (тендеры), заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.

Для технически и экологически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства, а также по заключению государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО строительства осуществляется дополнительная детальная разработка проектных решений по отдельным разделам, зданиям и сооружениям, входящим в состав объекта.

Для этих случаев состав представляемой на экспертизу и утверждение проектно-сметной документации устанавливается строительными нормами и правилами Российской Федерации по порядку разработки, согласования и составу проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Другой комментарий к Ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации

ГрК 1998 года не предусматривал проведение государственной экспертизы проектной документации, в то время как государственной экспертизе градостроительной документации отводилась специальная статья. Необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации закреплялась в различных отраслевых законах, при этом такое требование предусматривалось только в отношении проектной документации на определенные виды объектов капитального строительства, в разных законах варьировался и предмет такой экспертизы. В связи с этим общие вопросы проведения государственной экспертизы проектной документации регулировались на уровне Правительства Российской Федерации. Указанная ситуация конечно не способствовала созданию условий для обеспечения четких и ясных процедур и правил действий для конкретных застройщиков.

Такой подход представляется в корне неверным, поскольку государственная экспертиза проектной документации является одной из наиболее важных составляющих всей строительной деятельности, во многом от результатов такой экспертизы зависит безопасность и надежность проектируемого объекта.

Поэтому очень важным и обоснованным представляется закрепление в ГрК, являющемся основополагающим, комплексным документом в области строительной деятельности, вопросов, касающихся государственной экспертизы проектной документации, а также нормы о субсидиарной ответственности Российской Федерации в случае, если был причинен вред жизни или здоровью физического лица, имуществу физического или юридического лица в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение государственной экспертизы такой проектной документации (ст. 60 ГрК РФ).

В комментируемой статье 49 Градостроительного кодекса России четко определены объекты капитального строительства, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, предмет государственной экспертизы, основные процедурные вопросы проведения государственной экспертизы, основания для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу. За рамками ГрК остались вопросы предпроектной документации.

Однако, указанная статья вводится в действие только с 1 января 2006 года (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Такая отсрочка обусловлена тем, что в настоящее время государственная экспертиза осуществляется как федеральными органами исполнительной власти и подведомственным им учреждениям, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По новому ГрК государственная экспертиза проектной документации осуществляется только федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждением. В связи с чем, требуется время на создание территориальных органов и филиалов указанных учреждений на территориях субъектов РФ.

Поэтому в настоящее время сохранен прежний порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. Основным документом в этой области является Положение о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 (далее - Положение)*(122), которое определяет порядок проведения государственной экспертизы проектной документации, ее утверждения, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов, устанавливает требования к сводному заключению по результатам государственной экспертизы и утверждению такой документации.

При проведении государственной экспертизы проектной документации в настоящее время также следует руководствоваться постановлением Госстроя РФ от 29.10.93 N 18-41 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации"*(123), Методическими рекомендациями по проведению экспертизы раздела "Организация строительства" (ПОС) ТЭО, проектов, рабочих проектов на строительство объектов, утв. Главгосэкспертизой России 18.03.93. Кроме того, проведение государственной экспертизы проектной документации отдельных видов должно осуществляться в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов. В числе таких актов следует отметить: Положение о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения предпроектной, проектной документации по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта в системе МНС РФ, утв. приказом МНС РФ от 06.06.2002 N БГ-3-17.285; Положением государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Минсвязи РФ, утв. приказом Минсвязи РФ от 22.07.2003 N 96*(124); Порядком проведения государственной экспертизы, утверждения предпроектной и проектной документации для осуществления строительства объектов в рыбной отрасли, утв. приказом Госкомрыболовства РФ от 17.04.2003 N 146*(125) и др.

Согласно письму Госстроя РФ от 05.03.2001 N АШ-1052/24 "О государственной экспертизе градостроительной, предпроектной, проектной документации" проектная документация, подлежащая государственной экспертизе, должна представляться заказчиками в Главгосэкспертизу России или организации государственной вневедомственной экспертизы. Стоимость проведения экспертизы документации устанавливается только государственной вневедомственной экспертизой с участием организаций специализированной экспертизы. Расчет стоимости экспертных работ производится в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Главгосэкспертизы России от 25.03.93 N 24-13-4/82*(126).

Как уже отмечалось, до 1 января 2006 года сохраняется прежний порядок проведения государственной экспертизы проектной документации федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, а также органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им организациями.

В настоящее время Государственная экспертиза документации проводится на федеральном уровне Экспертным советом при Правительстве РФ, Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России с участием ряда федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены проводить специализированную экспертизу, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы. Положение о Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 30.05.1991 N 290 (Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Госстрой РФ преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству*(127)). В отношении федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены проводить специализированную экспертизу, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы, необходимо отметить следующее.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует и проводит в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу и утверждает порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы, осуществляет лицензирование деятельности по проведению экспертизы проектной документации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401*(128)).

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует проведение государственной экспертизы проектной документации (п. 5.3.1 Положения о федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 286*(129).

Федеральное агентство по сельскому хозяйству осуществляет проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и утверждение указанной документации (п. 5.3.9 Положения о Федеральном агентстве по сельскому хозяйству, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 328*(130)).

Федеральное агентство водных ресурсов организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов (пункт 5.1.4 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282*(131)).

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственную экспертизу условий труда в порядке, предусмотренном Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244*(132).

Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет ведомственную экспертизу проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений (подпункт 2 пункта 7 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"*(133)).

Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ (подпункт 69 пункта 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"*(134)).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды участвует в проведении гидрометеорологической экспертизе проектов строительства (Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372)*(135).

Экспертный совет при Правительстве РФ проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством РФ.

Что касается предпроектной и проектной документации, то Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России проводит государственную экспертизу в отношении следующих объектов:

объекты, строительство которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также за счет других средств, поступающих в качестве государственной поддержки;

объекты, находящиеся в государственной собственности; объекты, строящиеся при техническом содействии РФ, находящиеся в совместном пользовании РФ и других государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции и др.;

экспериментальные и базовые проекты, предназначенные для массового применения, потенциально опасные и технически особо сложные объекты.

На уровне субъектов РФ государственная экспертиза проводится организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Федерации с участием территориальных органов указанных выше органов специализированной системы.

В указанном Положении определена компетенция организаций государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ и органов ведомственной экспертизы.

С 1 января 2006 года государственная экспертиза проектной документации будет осуществляться только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением.

Согласно п. 2 Положения проектная документация подлежит государственной экспертизе независимо от источников ее финансирования и формы собственности на объекты (предприятий, зданий и сооружений), для которых она разрабатывается. Исключением из этого правила является документация на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения.

Комментируемой статьей перечень объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, значительно расширен. Но поскольку она еще не вступила в силу, то применяется правило, установленное п. 2 Положения. В то же время, на сегодняшний момент существует дискуссия необходимости проведения государственной экспертизы в отношении проектной документации практически всех объектов. Сторонники одной из точек зрения в данной дискуссии высказывают мнение, что при сохранении процедуры проведения экспертизы в соответствии с Положением, проводить ее необходимо только в отношении объектов, определенных комментируемой статьей. Однако для признания правомерности указанной позиции требуется внесение изменений в соответствующую статью, до этого перечень объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, должен определяться в соответствии с указанным Положением.

В части 3 комментируемой статьи говорится о типовой проектной документации, которая не подлежит государственной экспертизе. Необходимо отметить, что данное понятие имеет другое значение, чем понятие "типовая проектная документация", используемое до принятия ГрК.

Так, ранее вопросы типовой проектной документации регулировались СН 227-82 "Инструкция по типовому проектированию", утв. постановлением Госстроя СССР от 18.05.82 N 141, а с 1 января 2002 года СНиП 11-03-2001 "Типовая проектная документация", утв. постановлением Госстроя РФ от 29.11.2001 N 122*(136). Согласно указанным нормативам под типовой проектной документацией понимается разработанные на основе унификации и типизации объемно-планировочных решений и включенные в Федеральный фонд документации в строительстве комплекты документов на создание зданий и сооружений, конструкций, изделий и узлов для многократного применения в строительстве, содержащие текстовые и графические материалы. Типовая проектная документация в зависимости от назначения бывает следующих видов: типовые строительные конструкции, изделия и узлы, типовые проекты и типовые материалы для проектирования. Решение о присвоении разработанной проектной документации статуса "типовая" принимает Федеральный орган по архитектуре и градостроительству. Утвержденная типовая проектная документация подлежит включению в Фонде типовой проектной документации. Значение типовой проектной документации заключается в том, что в случае предоставления на экспертизу такой документации, экспертиза проводится, как правило, только в отношении оснований и фундаментов объекта. Указанные нормативы были отменены.

ГрК вкладывает иной смысл в типовую проектную документацию. Это может быть любая проектная документация, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы. Не требуется ее утверждение каким-либо специальным органом и включение в какие-либо фонды. При этом государственной экспертизе также не подлежит проектная документация, являющаяся модификацией типовой проектной документации, если при этом не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, предусмотренные в типовой проектной документации.

Существенные изменения по сравнению с ныне действующим претерпел и предмет государственной экспертизы проектной документации (ч. 3 комментируемой статьи).

Так, при проведении государственной экспертизы проектной документации, согласно п. 4 Положения, обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выданным органами государственного надзора контроля и заинтересованными организациями. Согласно Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95, утв. постановлением Минстроя России от 24.04.95 N 18-39 (в ред. Изм. N 1, утв. постановлением Госстроя РФ от 29.01.98 N 18-10) при экспертизе проектов строительства проверяется:

соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;

наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;

хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;

выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);

обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрыво-пожарной и пожарной безопасности;

соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;

достаточность инженерно - технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;

оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости;

обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;

наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;

обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

оценка проектных решений по организации строительства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.

Согласно Положению сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности.

С момента вступления в силу комментируемой статьи ГрК круг вопросов, рассматриваемых при государственной экспертизе, значительно сужается.

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий. Таким образом, государственная экспертиза проводится исключительно в целях установления безопасности планируемого объекта, но ни как не экономической целесообразности проекта или его соответствия требованиям градостроительных регламентов.

Кроме того, в настоящее время Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95, утв. постановлением Минстроя России от 24.04.95 N 18-39 (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Госстроя РФ от 29.01.98 N 18-10) предусматривается, что заключение по проекту строительства должно содержать оценку состава и комплектности предоставленных материалов, полноты и качества инженерных изысканий. Согласно Методическим рекомендациям по проведению экспертизы материалов инженерных изысканий для технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов), утв. Главгосэкспертизой России от 15.01.1997 N МДС 11-5.99*(137), рассмотрение материалов инженерных изысканий осуществляется с учетом намечаемых проектных решений и комплексного подхода при изучении природных и техногенных условий площадки (трассы) строительства, т.е. выполнения всех необходимых видов инженерных изысканий. Экспертиза материалов инженерных изысканий проводится с целью установления их полноты, комплектности, соответствия требованиям строительных норм и правил Госстроя России и других нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, достаточности этих материалов для разработки проектной документации и геодезического обеспечения строительства. Критерием оценки полноты и качества материалов инженерных изысканий является обеспечение необходимыми и достаточными данными для принятия обоснованных и экономичных инженерных решений по проекту строительства. По результатам экспертизы комплексных инженерных изысканий составляется сводное заключение, включающее разделы по каждому из видов изысканий. В заключении даются общая оценка полноты и качества проведенных изысканий и достаточности приведенных в отчетных материалах данных для принятия обоснованных и экономичных проектных решений. Общая экспертная оценка выполненных инженерных изысканий указывается в выводах экспертизы и формулируется с учетом: соответствия выполненных изыскательских работ требованиям нормативных документов и техническому заданию заказчика; полноты освещения инженерных факторов, влияющих на строительные условия площадки; достаточности приведенных в отчетных материалах данных для принятия обоснованных и экономичных проектных решений; комплектности представленной на рассмотрение отчетной документации, включая качество ее оформления. На основе проведенного анализа и общей оценки полноты и качества материалов изысканий делаются выводы, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- инженерные изыскания по рассматриваемому объекту выполнены в соответствии с требованиями нормативных документов и заданием заказчика для данной стадии проектирования;

- рассмотренные отчетные материалы по инженерным изысканиям являются достаточными для разработки проекта и обеспечения строительства, а отмеченные экспертизой недостатки рекомендуется устранить на последующих стадиях изысканий;

- в случае, если представленные материалы не отвечают требованиям нормативных документов и недостаточны для разработки проекта строительства, предлагается произвести дополнительные изыскательские работы с учетом замечаний экспертизы.

С 1 января 2006 года государственная экспертиза в отношении инженерных изысканий проводится не будет, т.к. предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям техническим регламентам и материалам инженерных изысканий. При этом оценка полноты и качества инженерных изысканий при проведении государственной экспертизы не предусматривается.

В настоящее время существует дискуссия по вопросу целесообразности отмены экспертизы инженерных изысканий, поскольку именно от качества и полноты проведенных инженерных изысканий зависит правильность разработки всей проектной документации, и, в конечном итоге, безопасность всего объекта капитального строительства. В связи с этим возможно будут внесены изменения в законодательство, и в частности в ГрК.

Большое значение имеет закрепление в части 6 комментируемой статьи запрета на проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением таких экспертиз, предусмотренных настоящей статьей. Закрепление указанного положения связано с тем, что на сегодняшний день ряд федеральных законов предусматривают необходимость проведения отдельных видов государственных экспертиз проектной документации, что вызывает затруднение на практике, приводит к возникновению административных барьеров, а это сказывается в конечном итоге на темпах и стоимости строительства. Указанное положение вводится в действие с 1 января 2007 года (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.204 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Такая отсрочка необходима для того, чтобы законодатель оценил необходимость проведения тех или иных видов государственных экспертиз и внес соответствующие изменения в ГрК и другие федеральные законы.

Так, например, Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"*(138) предусматривается, что проектная документация на строительство, реконструкцию должна проходить экологическую экспертизу. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий реализации объекта (ст. 1). В Российской Федерации проводится государственная и общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы на федеральном и региональном уровне. Порядок проведения государственной экологической экспертизы утверждается Правительством РФ. Исходя из смысла части 1 статьи 14 указанного закона государственной экологической экспертизе должны предшествовать организованные органами местного самоуправления обсуждения объекта с гражданами и общественными организациями (объединениями). Для проведения экологической экспертизы конкретного объекта федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы образуется экспертная комиссия. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе (ст. 28). Результатом государственной экологической экспертизы является заключение, содержащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта. Заключение может быть положительным отрицательным. При этом положительное заключение имеет юридическую силу только в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Кроме того, законом предусмотрены случаи, когда положительное заключение теряет свою юридическую силу и до истечения установленного срока, например, изменение условий природопользования. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта (ст. 18).

Некоторые особенности проведения государственной экологической экспертизы применительно к отдельным объектам капитального строительства устанавливаются федеральными законами. Например, Федеральным законом от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"*(139) предусмотрено, что для проведения государственной экологической экспертизы наряду с проектными документами предоставляются документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов на окружающую среду (ст. 30). Кроме того, указанным законом предусмотрено проведение органами государственного регулирования безопасности с привлечением независимых экспертов экспертизы безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (ст. 25). Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно-опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (РД-03-13-94) утверждено приказом Госатомнадзора от 07.04.94 N 41*(140).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(141) в целях проверки и выявления степени соответствия проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленным нормам, стандартам и правилам также проводится государственная экспертиза. Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций введено в действие приказом МЧС России от 23.06.95 N 446.

Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(142) предусмотрено, что проектная документация на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, консервацию и ликвидацию объектов подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе в целях установления соответствия (несоответствия) такой документации санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз выдаются санитарно-эпидемиологические заключения (ст. 42). Утверждение проектной документации, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам (ст. 12). Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз установлен приказом Минздрав России от 15.08.2001 N 326*(143).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(144) проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта подлежат экспертизе промышленной безопасности. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы. Результатом экспертизы является заключение, которое подлежит утверждению федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в отношении отдельных видов объектов утвержден постановлениями Госгортехнадзора от 07.09.99 N 65*(145), от 18.10.99 N 74, от 09.10.2001 N 44*(146), от 16.01.2003 N 1*(147), от 18.03.2003 N 8*(148), от 10.06.2003 N 82*(149).

В целях определения соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объекта культурного наследия Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы. Такая экспертиза проводится в случае, если на территории, подлежащей хозяйственному освоению расположены объекты культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, и выявленные объекты культурного наследия. Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения строительных и иных работ на такой территории.

Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"*(150) предусмотрена государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений, которая проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае, их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. На основании заключения государственной экспертизы органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (ст. 11). Порядок формирования и регламентации работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Министерством природных ресурсов РФ (Положение о МПР РФ, утв. постановлением Правительства от 22.07.204 N 370)*(151).

Статья 215 ТК РФ и ст. 21 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"*(152) предусматривают проведение в отношении проектов строительства и реконструкции производственных объектов государственной экспертизы условий труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами охраны труда. Задачами такой экспертизы являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и т.д.

Государственная экспертиза проектной документации, в том числе и экологическая, предусмотрена также Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, отдельными федеральными законами: Федеральным законом от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире"*(153), Федеральным законом от 30.11.95 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(154), Федеральным законом от 10.01.96 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)*(155), Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"*(156), Федеральным законом от 17.12.98 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"*(157), Федеральным законом от 02.05.97 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия"*(158), Федеральным законом от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении"*(159) и др.

С учетом всех указанных изменений в процедуре проведения государственной экспертизы и с учетом установленного запрета на проведение иных, не предусмотренных ГрК государственных экспертиз проектной документации Правительство РФ должно установить порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и порядок ее взимания (часть 11 комментируемой статьи 49 ГрК).

Как уже отмечалось, до 1 января 2006 года сохраняется прежний порядок проведения государственной экспертизы, установленный Положением о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 и другими нормативными правовыми актами.

Объяснение статьи 49 Градостроительного кодекса России

Статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации охватывает важные аспекты экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проведения государственной экологической экспертизы проектной документации для объектов, строительство и реконструкцию которых планируется в специфических территориальных зонах.

Основной акцент в этой статье делается на объектах, предполагаемых для строительства или реконструкции в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации.

Согласно этой статье, для таких объектов требуется проведение обязательной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Это означает, что перед началом строительства или реконструкции таких объектов необходимо пройти процедуру экспертизы, чтобы удостовериться в их соответствии стандартам и нормам.

Особое внимание уделяется также проведению государственной экологической экспертизы проектной документации для указанных объектов. Это связано с необходимостью оценки воздействия строительства или реконструкции на окружающую среду и природные ресурсы, особенно в территориях с особым экологическим статусом.

Статья 49 Градостроительного кодекса РФ имеет целью обеспечение соблюдения высоких стандартов и требований при реализации проектов в уникальных и чрезвычайно важных территориальных зонах страны. Это способствует сохранению природной среды и устойчивому развитию данных территорий, что имеет стратегическое значение для Российской Федерации.