Перейти к основному содержанию

Статья 31 ГрК РФ. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки

Новая редакция Ст. 31 ГрК РФ

1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

3.1. При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

4. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

5. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

6. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:

1) состав и порядок деятельности комиссии;

2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);

3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

5) иные вопросы организации работ.

8.1. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

12. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

13. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

14. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

15. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Комментарий к Статье 31 ГрК РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки. В части 1 устанавливается возможность подготовки указанного проекта применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к их частям с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Предусматривается также последующее внесение в названные правила изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает возможность разработки проекта правил землепользования и застройки в случае планирования застройки межселенных территорий, т.е. территорий за пределами границ поселений.

3. Часть 3 устанавливает круг требований, который должен соблюдаться при подготовке проекта правил землепользования и застройки, и в частности с учетом результатов публичных слушаний. В качестве примера рассмотрим Положение о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования "Город Климовск" Московской области от 13 октября 2005 г. N 6/4-19 (в ред. от 9 марта 2006 г.).

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания проводятся с участием граждан, постоянно проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка правил землепользования и застройки, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

В случае если внесение изменений в правила землепользования и застройки связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территории. При этом о проведении публичных слушаний извещаются правообладатели земельных участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию отдельного объекта капитального строительства, правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с указанным земельным участком, и правообладатели помещений в таком объекте, а также правообладатели объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий. Указанные извещения направляются в срок не позднее чем через 15 дней со дня принятия главой города Климовска постановления о проведении слушаний.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

Глава города Климовска при получении от администрации города Климовска проекта правил землепользования и застройки принимает постановление о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения проекта.

Данным постановлением устанавливается предмет предстоящих публичных слушаний, дата, время и место их проведения, а также определяется состав участников публичных слушаний, подлежащих оповещению об их проведении.

Постановление главы города Климовска о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию и размещается на официальном сайте муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области в сети Интернет.

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования решения об их проведении.

Прибывшие на публичные слушания участники подлежат регистрации комиссией с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных. Общественные объединения граждан регистрируются на основании соответствующего свидетельства о государственной регистрации с указанием их адреса.

В месте проведения публичных слушаний для общего обозрения должны демонстрироваться материалы проекта правил землепользования и застройки.

Председатель комиссии или лицо, им уполномоченное, информирует участников публичных слушаний о содержании проекта правил землепользования и застройки и отвечает на их вопросы. С дополнительной информацией по предмету публичных слушаний могут выступать представители служб госнадзора (контроля), другие заинтересованные лица.

После получения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта, и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

Участники публичных слушаний вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта правил землепользования и застройки, для включения их в протокол публичных слушаний.

Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта, оформления протокола публичных слушаний, который доводится до сведения участников публичных слушаний.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия составляет заключение о результатах публичных слушаний и в случае необходимости обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки с учетом результатов публичных слушаний и представляет указанный проект главе города Климовска. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию и размещается на официальном сайте муниципального образования "Городской округ Климовск" Московской области в сети Интернет.

4. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает полномочия главы местной администрации по принятию решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, а также определяет содержание данного решения. В частности, в таком решении должно содержаться:

установление этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа;

порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки;

иные положения, касающиеся организации работ по подготовке правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 6 данной статьи предусматривается обязанность главы местной администрации утвердить состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Такое утверждение осуществляется одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Данная норма, на наш взгляд, вступает в противоречие с ч. 17 комментируемой статьи, устанавливающей, что состав и порядок деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. В части 7 комментируемой статьи установлен порядок опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, обязанность по осуществлению которого возлагается на главу местной администрации. Содержание указанного сообщения определяется ч. 8 комментируемой статьи.

Сообщение должно быть опубликовано не позднее чем по истечении 10 дней с даты принятия указанного решения.

Порядок опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки аналогичен порядку, установленному для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также данное сообщение может быть распространено по радио и телевидению.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" в ч. 7 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает главу местной администрации при наличии официального сайта муниципального образования размещать сообщение о решении о подготовке проекта правил землепользования и застройки в сети Интернет.

6. После того как комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки представит указанный проект в орган местного самоуправления, последний осуществляет проверку данного проекта на соответствие:

требованиям технических регламентов (регламенты разрабатываются и утверждаются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании");

генеральному плану поселения (см. комментарий к ст. 23 данного Кодекса);

генеральному плану городского округа (см. комментарий к ст. 23 данного Кодекса);

схемам территориального планирования муниципальных районов (см. комментарий к ст. 19 данного Кодекса);

схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 15 данного Кодекса);

схемам территориального планирования Российской Федерации (см. комментарий к ст. 11 данного Кодекса).

Если результаты проверки удовлетворительны, орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования.

Если в результате проверки были обнаружены несоответствия проекта приведенным требованиям и документам, проект возвращается в комиссию на доработку.

7. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает обязанность главы муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки назначить проведение публичных слушаний по такому проекту. Данное решение должно быть принято не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта.

Порядок проведения комиссией публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Установлены следующие временные рамки продолжительности публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки: не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

8. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом их результатов представляет указанный проект с обязательным приложением к проекту протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний главе местной администрации, который в соответствии с ч. 16 комментируемой статьи обязан в течение 10 дней после представления ему проекта принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта с последующим направлением на доработку. При принятии решения об отклонении проекта в этом решении указывается дата повторного представления проекта.

9. Часть 17 комментируемой статьи устанавливает, что состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом.

В качестве примера рассмотрим Закон Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области". В соответствии со ст. 8 в состав комиссии включаются представители:

представительного органа муниципального образования Самарской области;

органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере архитектуры и градостроительства, землеустройства, имущественных отношений;

органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия (при наличии на соответствующей территории объектов культурного наследия).

В состав комиссии могут быть включены по согласованию представители Самарской Губернской Думы, государственных органов исполнительной власти Самарской области, общественных объединений, граждане, проживающие на соответствующей территории, а также иные заинтересованные лица.

Численность комиссии составляет не менее 11 человек и не более 17 человек.

Число членов комиссии, являющихся представителями органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере архитектуры и градостроительства, землеустройства, имущественных отношений, не может превышать двух третей от общего числа членов комиссии.

Заседания комиссии правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

Другой комментарий к Ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Согласно ГрК правила землепользования и застройки должны разрабатываться, как правило, в отношении всей территории муниципального образования. Однако, не все муниципальные образования, особенно, небольшие сельские поселения, обладают необходимыми финансовыми и кадровыми ресурсами. В связи с этим ч. 1 комментируемой статьи допускает возможность разработки проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования.

При этом часть территории поселения или городского округа не обязательно должна совпадать с административными границами муниципального образования (округами или районами). Например, частью территории может быть признана территория, отнесенная решением муниципального образования под застройку. В отношении межселенных территорий подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться только в случае планирования застройки таких территорий.

Под межселенными территориями в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ понимается территория, находящаяся вне границ поселений. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ территории субъектов РФ разграничиваются между поселениями, однако территории с низкой плотностью населения могут не включаться в состав территорий поселений. В таком случае указанные территории относятся к межселенным территориям и входят в состав муниципальных районов. Комментируемая статья закрепляет необходимость учета положений, содержащихся в документах территориального планирования, и требований технических регламентов.

Между тем, требования технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(22) носят обязательный характер. Правила землепользования и застройки должны соответствовать документам территориального планирования (схема территориального планирования Российской Федерации, схема территориального планирования субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, генеральный план городского округа) согласно ч. 9 комментируемой статьи,

Кроме того, как это следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК, несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки. Что касается результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, то они носят рекомендательный характер. На органах местного самоуправления лежит задача проверки соответствия проекта правил землепользования и застройки на соответствие обязательным требованиям технических регламентов, а также документам территориального планирования.

Указанную проверку органы местного самоуправления могут проводить как самостоятельно, так и с привлечением сторонней экспертной организации или экспертов - физических лиц на основании договора. Определение органа местного самоуправления, который будет проводить соответствующую проверку, является проводится муниципальным образованием самостоятельно.

Например, таким органом может быть орган местного самоуправления в области архитектуры и градостроительства. Общий порядок проведения публичных слушаний установлен также ФЗ от 06.10.2003 г. В соответствии с ним для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания могут проводиться по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания выносятся, в том числе, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.