Перейти к основному содержанию

Статья 8 ГрК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

Новая редакция Ст. 8 ГрК РФ

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.

Комментарий к Статье 8 ГрК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются предметы ведения и полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

2. Объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности зависит от конкретного вида органов местного самоуправления:

во-первых, на уровне поселений;

во-вторых, на уровне муниципальных районов;

в-третьих, на уровне городских округов.

Определение видов муниципальных образований дается в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.) (подробнее см. комментарий к ст. 18).

Статья 8 устанавливает широкий круг полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Во-первых, подготовка и утверждение документов территориального планирования. Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Во-вторых, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования. Местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории). Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

В-третьих, утверждение правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

В-четвертых, утверждение документации по планировке территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляет уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

В-пятых, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.

В-шестых, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

3. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 1 и 3 были дополнены новыми пунктами. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области градостроительной деятельности было также отнесено принятие решений о развитии застроенных территорий.

Другой комментарий к Ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Полномочия органов местного самоуправления по сравнению с ГрК 1998 г. изменились в большей степени, чем полномочия Российской Федерации и субъектов РФ. Связано это, прежде всего, с вступлением в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(7), который предусмотрел двухзвенную систему муниципальных образований в Российской Федерации.

Кроме того, компетенция муниципальных районов и городских округов расширена за счет полномочий по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (градостроительного кадастра по ГрК 1998 г.), утверждения местных нормативов градостроительного проектирования. Ряд правомочий органов местного самоуправления, не указанных в комментируемой статье, но производных от полномочий, перечисленных в ней, содержатся в иных статьях ГрК:

┌──────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────────┐

│ Поселения │ Городские округа │ Муниципальные районы │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 12. │ Статья 12. │ Статья 12. │

│6) Согласование схемы│7) Согласование схемы│7) Согласование схемы│

│территориального │территориального │территориального │

│планирования РФ (в│планирования РФ (в форме│планирования РФ (в│

│форме заключения) │заключения) │форме заключения) │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 16. │ Статья 16. │ Статья 16. │

│7) согласование схемы│8) согласование схемы│8) согласование схемы│

│территориального │территориального │территориального │

│планирования субъекта│планирования субъекта РФ│планирования субъекта│

│РФ (в форме│(в форме заключения) │РФ (в форме заключения)│

│заключения) │ │ │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 21, 25 │ Статья 21, 25 │ Статья 21, 25 │

│8) согласование схемы│9) согласование схемы│9) согласование схемы│

│территориального │территориального │территориального │

│планирования │планирования │планирования соседнего│

│муниципального района,│муниципального района,│муниципального района,│

│соседнего городского│соседнего городского│городского округа или│

│округа или поселения│округа или поселения (в│поселения (в форме│

│(в форме заключения), │форме заключения) │заключения) │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 28. │ Статья 28. │ Статья 33. │

│9) Определение порядка│10) Определение порядка│10) Внесение│

│организации и│организации и проведения│предложений об│

│проведения публичных│публичных слушаний по│изменении правил│

│слушаний по проекту│проекту генерального│землепользования и│

│генерального плана│плана городского округа │застройки │

│поселения │ │ │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 31. │ Статья 31. │ Статья 39. │

│10) Утверждение│11) Утверждение состава│11) Предоставление│

│состава и порядка│и порядка деятельности│разрешения на условно│

│деятельности Комиссии│Комиссии по подготовке│разрешенный вид│

│по подготовке проекта│проекта правил│использования │

│правил │землепользования и│земельного участка на│

│землепользования и│застройки городского│межселенной территории │

│застройки поселения │округа │ │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 33. │ Статья 33. │ Статья 40. │

│11) Внесение│12. Внесение предложений│12) Предоставление│

│предложений об│об изменении правил│разрешения отклонение│

│изменении правил│землепользования и│от предельных│

│землепользования и│застройки │параметров разрешенного│

│застройки │ │строительства, │

│ │ │реконструкции объектов│

│ │ │капитального │

│ │ │строительства на│

│ │ │межселенной территории │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 39. │ Статья 39. │ Статья 45. │

│12) Предоставление│13) Предоставление│13) Определение порядка│

│разрешения на условно│разрешения на условно│подготовки документации│

│разрешенный вид│разрешенный вид│по планировке│

│использования │использования земельного│межселенных территорий │

│земельного участка на│участка на территории│ │

│территории поселения │городского округа │ │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 40. │ Статья 40. │ Статья 48. │

│13) Предоставление│14. Предоставление│14) Предоставление│

│разрешения отклонение│разрешения отклонение от│технических условий│

│от предельных│предельных параметров│присоединения к сетям│

│параметров │разрешенного │инженерно-технического │

│разрешенного │строительства, │обеспечения на│

│строительства, │реконструкции объектов│межселенной территории │

│реконструкции объектов│капитального │ │

│капитального │строительства на│ │

│строительства на│территории городского│ │

│территории поселения │округа │ │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 45. │ Статья 45. │ Статья 57. │

│14) Определение│15) Определение порядка│15) Ведение│

│порядка подготовки│подготовки документации│информационной системы│

│документации по│по планировке городского│обеспечения │

│планировке поселения │округа │градостроительной │

│ │ │деятельности на│

│ │ │территории │

│ │ │муниципального района │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 48. │ Статья 48. │ Статья 62. │

│15) Предоставление│16) Предоставление│16) Расследование│

│технических условий│технических условий│случаев причинения│

│присоединения к сетям│присоединения к сетям│вреда на межселенной│

│инженерно-технического│инженерно-технического │территории в результате│

│обеспечения на│обеспечения на│осуществления │

│территории поселения │территории городского│градостроительной │

│ │округа │деятельности │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ Статья 62. │ Статья 57. │ │

│16) Расследование│17) Ведение│ │

│случаев причинения│информационной системы│ │

│вреда на территории│обеспечения │ │

│поселения в результате│градостроительной │ │

│осуществления │деятельности на│ │

│градостроительной │территории городского│ │

│деятельности │округа │ │

├──────────────────────┼────────────────────────┼───────────────────────┤

│ │ Статья 62. │ │

│ │18) Расследование│ │

│ │случаев причинения вреда│ │

│ │на территории городского│ │

│ │округа в результате│ │

│ │осуществления │ │

│ │градостроительной │ │

│ │деятельности │ │

└──────────────────────┴────────────────────────┴───────────────────────┘

Конкретную структуру и наименования органов исполнительной власти местного самоуправления в области градостроительной деятельности муниципальные образования устанавливают самостоятельно. Кроме того, законодательством предусмотрена передача органам местного самоуправления осуществления части государственных полномочий, в том числе в области градостроительной деятельности. При этом осуществление указанных полномочий будет происходить под контролем государственных органов при финансировании из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не включенным в ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в качестве вопросов местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.