Перейти к основному содержанию

Статья 8.3 ГрК РФ. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности

Новая редакция Ст. 8.3 ГрК РФ

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.

2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

4. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

10. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Формирование и ведение классификатора строительных ресурсов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

Комментарий к Статье 8.3 ГрК РФ

Статья 8.3 Градостроительного кодекса РФ регулирует важные аспекты ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности в Российской Федерации.

Первый пункт статьи определяет, что сметная стоимость строительства, финансируемого из различных источников, включая бюджетные средства, юридические лица с государственным участием, и сметная стоимость капитального ремонта многоквартирных домов, осуществляемого с использованием средств региональных операторов и других организаций, определяется на основе сметных нормативов и цен на строительные ресурсы. Эти нормативы и цены должны быть зарегистрированы в федеральном реестре сметных нормативов.

Также указывается, что в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, сметная стоимость строительства может определяться на основе соответствующих сметных нормативов и цен на строительные ресурсы.

Пункт 2 статьи говорит о необходимости проверки достоверности сметной стоимости строительства, если она превышает определенный порог и строительство финансируется из бюджетов, средств юридических лиц с государственным участием и других источников. Эта проверка проводится в рамках государственной экспертизы проектной документации или в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

Пункт 2.1 определяет порядок определения сметной стоимости для объектов, находящихся за пределами Российской Федерации и финансируемых из бюджетных источников.

Сметные нормативы и цены на строительные ресурсы утверждаются федеральным органом, ответственным за нормативное регулирование в сфере строительства и градостроительства.

Пункт 8 статьи указывает на необходимость соблюдения требований о защите информации ограниченного доступа при сборе, обработке и хранении информации, предусмотренной этой статьей.

Наконец, пункт 9 подчеркивает, что сметные цены на строительные ресурсы являются общедоступной информацией и должны размещаться в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. Это обеспечивает прозрачность и доступность данных о ценах в строительной отрасли.

Пункты 10 и 11 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ продолжают регламентировать важные аспекты мониторинга и нормирования цен в сфере строительства и градостроительства.

Пункт 10 говорит о том, что мониторинг цен на строительные ресурсы проводится на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Формирование и ведение этого классификатора осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за государственную политику и нормативное регулирование в области строительства, архитектуры и градостроительства, в соответствии с установленными правилами.

Пункт 11 уточняет, что укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и используются согласно методикам, утвержденным тем же федеральным органом исполнительной власти. Эти укрупненные нормативы цены строительства также подлежат утверждению этим органом в соответствующем порядке. Это обеспечивает более обобщенный подход к нормированию цен и помогает упростить их мониторинг и управление.

Ст. 8.3 ГрК РФ подробно регулирует процессы определения, мониторинга и нормирования цен на строительные ресурсы, что способствует прозрачности и эффективному управлению в сфере градостроительной деятельности в Российской Федерации.