Перейти к основному содержанию

Статья 4 ГрК РФ. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

Новая редакция Ст. 4 ГрК РФ

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

6. К отношениям, связанным со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, законодательство Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне применяется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Комментарий к Статье 4 ГрК РФ

1. Статьей 4 комментируемого Федерального закона определен круг отношений, регулируемых законодательными и иными нормативными правовыми актами о градостроительной деятельности.

В частности, законодательством о градостроительной деятельности регулируются отношения:

по территориальному планированию, т.е. отношения, связанные с планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных и иных зон;

по градостроительному зонированию, т.е. отношения, связанные с зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

по архитектурно-строительному проектированию, т.е. отношения, связанные с подготовкой проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

по планировке территорий, т.е. отношения, связанные с подготовкой документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов;

по строительству объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с созданием зданий, строений, сооружений, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

по реконструкции объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с изменением параметров объектов капитального строительства, их частей, показателей и качества инженерно-технического обеспечения.

Перечисленные выше отношения именуются градостроительными отношениями.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" <1> в ч. 1 ст. 4 была расширена сфера отношений, регулируемая законодательством о градостроительной деятельности. В настоящее время законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 21.

В соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий МДС 13-1.99, принятой Постановлением Госстроя РФ от 17 декабря 1999 г. N 79, капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

Капитальный ремонт подразделяется на:

ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ;

выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также приоритет технических регламентов по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности, применительно к отношениям, связанным с обеспечением безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.

При этом безопасностью строительства будет считаться отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде при создании зданий, строений, сооружений.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1994, N 35, ст. 3648);

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (в ред. от 21 октября 2005 г.) (СЗ РФ, 2004, N 28, ст. 2882);

Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. от 11 июля 2004 г.) (СЗ РФ, 2003, N 35, ст. 3423);

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (СЗ РФ, 2005, N 1, ст. 132);

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. от 3 октября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 2, ст. 121);

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 37, ст. 3585);

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду" (СЗ РФ, 2000, N 8, ст. 964);

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (СЗ РФ, 1996, N 39, ст. 4563);

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. от 23 декабря 2004 г.) (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 3998);

Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (в ред. от 27 июля 1996 г.) (СЗ РФ, 1995, N 24, ст. 2286);

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и др.

Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений представлено следующими документами:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3589);

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (СЗ РФ, 2001, N 52, ст. 4979);

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника" (в ред. от 8 мая 2002 г.) (СЗ РФ, 1999, N 10, ст. 1249);

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (СЗ РФ, 1998, N 46, ст. 5698);

Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" (в ред. от 18 апреля 2005 г.) (СЗ РФ, 1998, N 22, ст. 2462);

Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (в ред. от 20 мая 1998 г.) (СЗ РФ, 1997, N 42, ст. 4794) и др.

Законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3588);

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2001, N 15, ст. 1489);

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 20, ст. 2445);

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 11, ст. 305);

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2692);

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии" (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 999) и др.

Законодательство о технических регламентах состоит из следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 9 мая 2005 г.) (СЗ РФ, 2002, N 52, ст. 5140);

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 "О Правительственной комиссии по техническому регулированию" (в ред. от 18 января 2007 г.) (СЗ РФ, 2005, N 10, ст. 841);

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 "Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования" (СЗ РФ, 2004, N 51, ст. 5204);

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (в ред. от 5 сентября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2575);

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 45, ст. 4391);

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3375);

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3367);

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов" (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, 2006, N 5) и др.

В часть 2 комментируемой статьи были внесены изменения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". В состав специальных норм законодательства, связанных с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий и имеющих приоритет над нормами законодательства о градостроительной деятельности, были включены новые правовые нормы об использовании атомной энергии.

Законодательство в области использования атомной энергии представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552);

Указ Президента РФ от 2 июля 1996 г. N 1012 "О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3360);

Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 431 "О международном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии" (СЗ РФ, 2004, N 35, ст. 3647);

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в ред. от 14 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 32, ст. 3348);

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 316 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по атомной энергии" (в ред. от 29 мая 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 27, ст. 2779);

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 815 "Об утверждении Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998 - 2005 годы и на период до 2010 года" (СЗ РФ, 1998, N 32, ст. 3879);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (в ред. от 5 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 49, ст. 5600);

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (в ред. от 26 января 2007 г.) (СЗ РФ, 1997, N 29, ст. 3528);

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1992 г. N 1026 "Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации" (в ред. от 26 апреля 2001 г.) (САПИП РФ, 1993, N 1, ст. 66);

Постановление Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики" (в ред. от 24 августа 2002 г.) (САПИП РФ, 1992, N 16, ст. 1256);

Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 7 октября 2005 г. N 486 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по атомной энергии" (БНА, 2006, N 9) и др.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает приоритет норм законодательства о градостроительной деятельности, применительно к градостроительным отношениям, в отношении с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом реализуется принцип, что при наличии общих и специальных норм в первую очередь должны применяться специальные правовые нормы.

Перечисленные отрасли законодательства могут содержать нормы права, затрагивающие градостроительные правоотношения. В этом случае, если законодательство о градостроительной деятельности не содержит каких-либо правил, регулирующих рассматриваемые отношения, применяются нормы иного законодательства, а в случае возникновения противоречия норм градостроительного и иного законодательства применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.

Другой комментарий к Ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Понятия территориального планирования, градостроительного зонирования, объекта капитального строительства раскрываются в ст. 1 ГрК, а содержание остальных понятий, используемых в ч. 1 комментируемой статьи, предусматривается в тексте других статей ГрК - 41-42, 45, 46-48 и др.

У каждого закона должен определяться предмет его регулирования, то есть общественные отношения, на которые распространяется действие институтов и норм данного закона. Так, в российском законодательстве предусматриваются земельные, водные, лесные и иные отношения, имеющие общественный характер и регулируемые соответствующими федеральными законами.

Если закон является головным в своей сфере общественных отношений, а ГрК является таковым согласно ст. 3 ГрК в области градостроительной деятельности, то иные акты, регулирующие аналогичный предмет и эти общественные отношения, должны соответствовать этому головному закону; в области градостроительных отношений законы и иные акты не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.

В ч. 2 комментируемой статьи перечисляется ряд специальных, вызывающих особую озабоченность законодателя аспектов градостроительной деятельности, однако в исключение положений ч. 1 комментируемой статьи приоритетное значение придается не ГрК, а федеральным законам, регулирующим эти специальные аспекты градостроительной деятельности.

Это обусловливается особой значимостью и даже опасностью этих специальных аспектов градостроительной деятельности, связанных с особым риском для населения и поэтому подвергаемых особому специальному законодательному регулированию, представляющему исключение из общих правил градостроительной деятельности.

Таким образом, нормам перечисленных в ч. 2 федеральных законов придается в области градостроительной деятельности большая сила, чем нормам ГрК. Однако если в указанных в ч. 2 комментируемой статьи сферах (отраслях) российского законодательства обнаруживаются пробелы и указанные в ней проблемы не урегулированы, то действуют нормы ГрК.

В отличие от ч. 2 в ч. 3 комментируемой статьи наоборот называются смежные с градостроительными общественные отношения, где приоритет отдается нормам ГрК, а соответствующие федеральные законы, регулирующие эти смежные отношения, применяются к градостроительным отношениям лишь тогда, когда они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

К смежными с градостроительными отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (см. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова). М, "Проспект", 2004).

В регулировании земельных отношений участвуют и к земельному законодательству относятся федеральные законы "О мелиорации земель" от 10 января 1996 г. (см. Комментарий к Федеральному закону "О мелиорации земель" (отв. ред. С.А. Боголюбов, Ю.Г. Жариков). М, Минсельхоз, 1997), "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 г. (см. Комментарий к Федеральному закону о разграничении государственной собственности на землю" (под ред. С.А. Боголюбова). М, "Юстицинформ", 2003), "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 г. (см. Комментарий к Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" (под ред. Е.А. Галиновской). М, "Юстицинформ", 2004).

Будучи базисным среди природоресурсного законодательства земельное законодательство включает федеральные законы "О землеустройстве" от 18 июня 2001 г., "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. (см. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (под ред. С.А. Боголюбова). М, "Юстицинформ", 2003), "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. и др., всего более сотни федеральных законов (см. Боголюбов С.А., Минина Е.Л. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М, "Норма", 2002, приложение с. 402-510).

Регулирование земельных отношений и принятие актов земельного законодательства, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ согласно ст. 72 КРФ, осуществляется также на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ

Лесное законодательство представлено головным актом - Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. Регулирование лесных отношений осуществляется им с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение (см. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова). М, "Норма", 1997).

Согласно ст. 133 ЛК РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.

В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок.

Нормативная правовая база регулирования лесных отношений содержит постановления Правительства РФ, например, "О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий" от 17 ноября 2004 г. N 647.

По сложности организации лесного хозяйства городские леса находятся на первом месте: здесь затраты на уход за ними превышают расходы на содержание лесов, где ведутся рубки главного пользования. В них все сложнее - и посадка, и рубка, и уход. Здесь большое количество транспорта, являющегося главным загрязнителем городской среды, активны посещение и поведение населения, нахождение промышленных предприятий - загрязнителей.

Водное законодательство включает, прежде всего, Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. Согласно его ст. 39 обособленные водные объекты, принадлежащие на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственности осуществляются соответствующие органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ обособленный водный объект или замкнутый водоем - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (см. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова). М, "Юстицинформ", 1997).

Использование и охрана лесов и водных объектов при градостроительстве имеет большое значение для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан, поэтому надлежащее сочетание градостроительного и лесного, водного законодательства имеет принципиальный характер.

В последнее время в ЛК РФ и ВК РФ внесены изменения и готовятся проекты их новых редакций, направленных на разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, усиление гражданско-правовых начал в природопользовании, уменьшение в нем административных начал.

Большое значение для ведения лесного хозяйства и благоустройства городских лесов имеет использование их для нужд населения, охрана от незаконных порубщиков и иных правонарушителей, защита от загрязнений и самовольного захвата, воспроизводство лесов и древесно-кустарниковой растительности, расположенных на землях городских поселений.

Предусмотренному в п. 11 ст. 2 ГрК принципу законодательства о градостроительной деятельности в виде ответственности должен предшествовать и его обеспечивать надлежащий государственный (РФ, субъектов РФ), муниципальный, общественный и производственный контроль за использованием и охраной лесного и водного фондов, расположенных на территории городских поселений.

Не меньшее значение имеют федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" (он является основным загрязненным компонентом городской природной среды, оказывающим влияние на состояние благоприятных условий жизни граждан), "О животном мире" (испытывающем в поселении неординарные нагрузки), "Об отходах производства и потребления" (являющихся бедствием крупных городов, весьма затрагивающих благополучие самих городов и примыкающих к ним муниципальных образований; в городах Москве и С.-Петербурге - соседних субъектов РФ).

По поводу законодательства об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации говорилось подробно выше в комментарии к ст. 2 ГрК.

В пункте 3 ст. 4 ГрК предусматривается "иное законодательство", которое применяется к градостроительным отношениям, если они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, являющимся комплексным, составным, не предусмотренным всероссийским классификатором правовых актов.

Ближайшим "иным" законом считается Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г., в ст. 4 которого раскрываются понятия "жилищные отношения" и "участники жилищных отношений", а в ст. 5 - жилищное законодательство, в ст. 8 - применение к жилищным отношениям иного законодательства, в ст. 9 - жилищное законодательство и нормы международного права.

В градостроительной деятельности необходимо учитывать требования Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г., в частности:

ст. 7 - "Полномочия органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха";

ст. 16 - "Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности";

ст. 17 - "Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств";

ст. 19 - "Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей";

ст. 21 - "Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух", ст. 22 - "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников", ст. 23 - "Мониторинг атмосферного воздуха" (см. Комментарий к Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" (под ред. С.А. Боголюбова), М, "Юстицинформ", 2002).

Многие законы затрагивают регулирование градостроительных отношений, например, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., которым предусматриваются:

Использование воздушного пространства; запрещение или ограничение использования воздушного пространства; ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (ст. 11, 17, 39);

Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения; строительство в пределах приаэродромной территории (ст. 45, 46);

Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства; осуществление государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации; полет воздушного судна над населенными пунктами (ст. 18, 28, 72 Воздушного Кодекса РФ).

"Иным законодательством РФ", применяемым к градостроительным отношениям, могут считаться федеральные законы "Об отходах производства и потребления" от 22 мая 1998 г., "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г., "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. (см. Комментарий к Федеральному закону "О животном мире" (под ред. С.А. Боголюбова), М, "Юстицинформ", 2002), "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г.

Градостроительная деятельность учитывает и использует подземные помещения, подземные коммуникации и трубопроводы, в связи с чем применяются Закон РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, законы субъектов РФ об общераспространенных полезных ископаемых (глине, песке, гравии, торфе) (см. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" (рук. Авт. колл. С.А. Боголюбов). М, "Норма", 2000).

Актуальным является взаимодействие и разграничение действия норм градостроительного и гражданского законодательства, представленного, прежде всего, Гражданским кодексом РФ, которым регулируются имущественные и связанные с ними некоторые неимущественные отношения, в частности, имеющие отношение к градостроительной деятельности:

ст. 130 - отнесение к недвижимым вещам всего, что прочно связано с землей и перемещение чего без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения;

ст. 131 - государственная регистрация в едином государственном реестре учреждениями юстиции права собственности и иных вещных прав на недвижимые вещи;

ст. 260-287 - право собственности и другие вещные права на землю; ст. 288-293 - право собственности и другие вещные права на жилые помещения; ст. 294-300 - право хозяйственного ведения, право оперативного управления;

ст. 549-558 - продажа недвижимости; ст. 559-566 - продажа предприятия; ст. 650-655 - аренда зданий и сооружений; ст. 656-670 - аренда предприятий; ст. 784-800 - перевозка; ст. 801-806 - транспортная экспедиция;

ст. 740-757 - строительный подряд, включая -

распределение риска между сторонами, техническую документацию и смету;

обеспечение строительства материалами и оборудованием;

контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда;

обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ;

сдачу и приемку работ;

гарантии качества;

устранение недостатков за счет заказчика;

ст. 758-762 - подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, включая -

передачу заказчиком подрядчику задания на проектирование и иных исходных данных:

обязанности подрядчика в соответствии с ними выполнять все работы, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с ним - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ.

В ГК предусматриваются и иные общие положения по регулированию имущественных отношений, проецирующиеся на градостроительные отношения, например, порядок заключения и прекращения договоров, в том числе в обязательном порядке (ст. 445), на торгах (ст. 447-449), с помощью публичного конкурса (ст. 1057-1061), осуществление капитального строительства.

Применяются к градостроительным отношениям и не упомянутые в комментируемой статье административное законодательство (Кодекс РФ об административных правонарушениях, законодательство об образовании, о здравоохранении, о культуре, в том числе о библиотеках, о кинопрокате, о театральной и туристической деятельности, о музеях, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, об организации транспорта и общественного питания), финансовое законодательство (Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ).